Дрогалина
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с системным недоразвитием речи при умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания
Новосибирской области
«Оршинский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов, имеющих психические расстройства»
Конспект итогового индивидуального логопедического занятия с ребенком с системным недоразвитием речи при умственной отсталости на тему : «Посуда»
Составил учитель-логопед :
Дрогалина Ольга Николаевна.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с системным недоразвитием речи при умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Цель: уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении. Развитие коммуникативной функции речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• Стимулировать речевую активность (стремление к речевому общению через игровые ситуации, развитие связной речи);
• Способствовать развитию артикуляционной моторики по подражанию взрослого;
• Формировать умение согласовывать существительные в единственном и множественном числе;
• Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
• Развивать жестовую речь (приветствие, прощание);
• Способствовать развитию длительного плавного выдоха;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
• Развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать положительную установку на участие в занятии;
• Воспитывать потребность в речевом высказывании с целью общения.
Оборудование:
Коробка, предметные картинки по теме «Посуда», картинки с изображением артикуляционных упражнений, наборы картинок для игр и упражнений по теме «Посуда», пластиковые баночки, наполненные различной крупой («шумовые баночки», набор игрушечной «Посуды».
Предварительная работа:
Знакомство с посудой, чтение отрывка из сказки Чуковского «Федорино горе», проигрывание сюжетно-ролевой игры «Накрываем стол на праздник»
Ход совместной коррекционной деятельности:
Организационный момент:
Посмотри (имя ребенка, к нам сегодня на занятие пришила гостья (назвать по имени отчеству). Давай с ней поздороваемся (ребенок здоровается, называя педагога по имени отчеству, помашем рукой.
Введение в тему:
Посмотри у меня на столе стоит коробка. А что в ней лежит, можно отгадать прослушав стих.
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют!
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты!
В ней готовят сотни блюд:
Варят, жарят и пекут!
К счастью помогает всюду
Нам различная…. (посуда).
- Мы с тобой две недели говорили о «Посуде», играли в игры, читали сказку о Федоре. Мы многое узнали и многому научились. Давай покажем нашей гостье, что мы знаем о «Посуде».
Основная часть:
Открываю коробку достаю по одной картинки по теме «Посуда».
- Что это? (ребенок называет что изображено на картинках)
- Как мы можем назвать одним словом, что это? (посуда).
- Вся посуда разная, она отличается по цвету, форме, размеру, материалу из которого сделана.
Игра «Будь внимателен»
-Формировать умение определять предметы «Посуды» по способу их назначения.
Предложить ребенку на две больших карточки (на одной изображена кастрюля, на другой чашка, распределить в свободные ячейки маленькие карточки (с изображением кастрюль и чашек) отличающиеся по форме и цвету.
Артикуляционная гимнастика
Упр. «Чашечка».
- укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка
Чай горячий мы налили (если не получается –упрощённый вариант-язык кладем на верхнюю губу, держим 5-7 секунд)
И немного остудили (дуем на «чашечку»)
Упр. «Бублик»
- укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать в таком положении. (5-7 с.)
К чаю бублик мы возьмем.
Упр. «Жуем»
- имитация жевательных движений (5-7с.)
Очень весело жуем
Упр. «Вкусное варенье»
-укрепляем мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём передней части языка.
И еще варенье просто объеденье!
- Для чего нам нужна посуда? (в посуде готовят и хранят еду, из посуды едят)
- Верно.
Игра «Шумовые баночки»
- упражнять в определении на слух вид крупы.
- Сейчас я предлагаю тебе (имя ребенка) сварить суп из фасоли. Но прежде чем ты приступишь, тебе нужно по звуку угадать в какой баночке находится фасоль.
- Послушай, как звучит фасоль.
- Ты молодец!
Игра на развитие мелкой моторики рук «Варим суп»
-развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего.
- В чем ты будешь варить суп, какая посуда нам для этого нужна?
Ребенку предлагается коробка с игрушечной посудой, в которой он должен найти кастрюлю. Педагог показывает, как нужно переложить фасоль из баночки в кастрюлю.
Упражнение на развитие силы голоса и речевого дыхания
Упр. «Кипящий суп»
- умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, изменять силу голоса.
Сообщить ребенку, что суп начинает кипеть- шепотом («пых-пах-пох», «пых-пах-пох», «пых-пах-пох», кипит- громко («пых-пах-пох», «пых-пах-пох», «пых-пах-пох»)
- Вот и сварился суп, он горячий, давай его остудим.
Упр. «Дуем на горячий суп»
- развитие длительного плавного выдоха.
Дуем на кастрюлю, продолжительный выдох.
- Долго мы с тобой играли и немного подустали. Встанем ножки разомнем и опять играть начнем.
Динамическая пауза- упражнение «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник!
Очень важный, как начальник! Надуть живот, одна рука на поясе (ручка, другая изогнута вверх (носик)
Вот фарфоровые чашки Присесть, одна рука на поясе
Вот фарфоровые блюдца Кружатся, описывая в воздухе круг
Только стукни-разобьются! Хлопают в ладоши, топают ногой
Вот серебряные ложки!
Голова на тонкой ножке! Вытянулись, руки над головой
Игра «Один-много»
- умение согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Педагог предлагает поиграть в игру.
- Я буду находить карточки где нарисован один предмет посуды, а ты, где нарисовано много таких же предметов.
- Здорово, мы справились!
Игра «Найди такой же»
- умение находить предмет по признакам (форме, цвету). Закреплять понятие «одинаковые». Развивать объём, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.
- Посмотри, это все «чашки», они разные, но нам нужно найти все «синие».
- Мы их обведем в кружок.
Упражнение «Назови ласково»
-умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Проигрывание упражнения зависит от темпа работы ребенка на занятии.
- А ты знаешь, что посуду можно называть ласково?
- Давай попробуем.
- Посмотри (показываю картинку с посудой, это чашка, а ласково будет чашечка;
-тарелка-тарелочка;
-ложка-ложечка;
-чайник-чайничек;
-кастрюля-кастрюлечка.
- А сейчас ты сам (ма) попробуй назвать посуду ласково.
Итог:
- Наша игра с тобой подходит к концу, давай вспомним, в какие игры мы с тобой сегодня играли?
- Сколько мы сегодня игр проиграли (показываем жестом, подкрепляя словом «Много».
- Какие мы молодцы! (показываем жестом)
- А сейчас нам пора прощаться.
- Давай попрощаемся друг с другом и с нашей гостьей (жест прощания).