Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать изолированный звук [ш].
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении изолированного звука [ш];
- активизировать словарный запас по теме: «Игрушки».
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация изолированного звука [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия: закрепление.
Этап работы: автоматизация звука.
Организационная форма проведения: индивидуальная.
Возраст ребёнка: 6 лет.
Оборудование: индивидуальное зеркало, цветок ромашка (например, сделанный из цветной бумаги), игрушки: матрёшка, чебурашка, неваляшка, машина, мышка, мишка, собачка, ёжик, кукла, обезьяна (или предметные картинки с их изображением).
Лингвистический материал: звук [ш].
План проведения занятия:
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Мышка».
3) Дыхательная гимнастика «Ромашка».
4) Игра «Змея шипит».
3. Динамическая пауза «Пляшут мышки - шалунишки».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Найди звук [ш]».
2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [ш]».
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
На столе учителя-логопеда разложены игрушки: матрёшка, чебурашка, неваляшка, машина, мышка, мишка.
Учитель-логопед:
- Посмотри и скажи, кто к нам приехал на машине. Как одним словом можно назвать наших гостей? Подумай и ответь: почему именно эти игрушки присутствуют на занятии? (Что их объединяет?) (В названии игрушек имеется звук [ш])
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).
- Научим наших гостей (матрёшку, неваляшку, чебурашку, мышку и мишку) выполнять артикуляционную гимнастику.
Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Грибок» перед зеркалом.
2) Пальчиковая гимнастика «Мышка» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Покажем нашим гостям гимнастику для пальчиков.
Мышка зёрнышко нашла Шагаем указательным и средним пальцами по столу.
И на мельницу снесла.
Намолола там муки, Трём кулак о кулак.
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой, Загибаем пальчики, начиная с мизинца.
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка Дёргаем большой палец.
Все четыре пирожка: Загибаем пальчики, начиная с указательного.
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
3) Дыхательная гимнастика «Ромашка».
Учитель-логопед (даёт ребёнку цветок – ромашку):
- Послушай стихотворение про ромашки.
Грубин Ф. «Ромашки»
Белые ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут среди летнего луга.
До чего похожи друг на друга!
Мальчик-ветер в дудочку дует,
Он с ромашками польку танцует.
Потанцует, улетит ветер:
Мало ли ромашек на свете!
- Выполним дыхательную гимнастику.
Взять в правую руку цветок – ромашку. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом на ромашку, чтобы её лепестки зашевелились. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
4) Игра «Змея шипит» (на автоматизацию изолированного звука [ш]).
Учитель-логопед:
- А теперь поиграем в игру «Змея шипит».
Рот широко открыт. Широкий, плоский язык присасывается к твёрдому нёбу (как в упражнении «Грибок»). В таком положении произносить непрерывный звук [ш] (как будто шипит змея): шшшшш…. Упражнение выполнять несколько раз.
3. Динамическая пауза «Пляшут мышки - шалунишки».
Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:
Пляшут мышки – шалунишки, Руки – на поясе, сесть на корточки.
Кто на чашке, кто на крышке. Встать, руки – в стороны.
Тише, тише, тише, мышки, Ходьба по кругу, сидя на корточках.
Не мешайте спать братишке.
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1) Игра «Найди звук [ш]».
Учитель-логопед:
- Посмотри, к нам приехали ещё гости (игрушки: собачка, ёжик, кукла, обезьяна). Поиграем с нашими гостями.
- Задание: распредели гостей (игрушки) по двум группам. В одну – игрушки, в названии которых встречается звук [ш], в другую – игрушки, в названии которых нет звука [ш].
- Молодец, ты правильно распределил игрушки.
2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [ш]».
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [ш]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [ш], хлопай в ладоши.
- [с], [ш], [ч,], [с,], [з,], [ш,], [з], [с], [ш], [ж], [с,], [ш], [з,], [с], [ш,], [ч,].
- Молодец. Ты справился с заданием.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ш])
- Нашим гостям пора возвращаться домой. Попрощайся с ними.
Использованная литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Жужжалочка и шипелочка. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
7. Мещерякова Л. В., Мещерякова Л. В. Забавные шипелки: коррекция шипящих звуков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.