Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
автоматизировать звук [с] в словах.
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале, середине и конце слов;
- активизировать словарный запас по теме: «Транспорт».
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [с] в словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия:
закрепление.
Этап работы:
автоматизация звука.
Организационная форма проведения:
индивидуальная.
Возраст ребёнка:
6 лет.
Оборудование:
индивидуальное зеркало, картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, экскаватор, лодка).
Лингвистический материал:
слова (в том числе насыщенные звуком [с]) на тему: «Транспорт» (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, лодка, экскаватор).
План проведения занятия:
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
3) Дыхательная гимнастика «Ветерок».
4) Игра «Разложи картинки».
3. Динамическая пауза «Самолёт».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Отгадай загадки».
2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [с]».
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
На столе учителя-логопеда разложены картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, лодка, экскаватор).
Учитель-логопед:
- Посмотри на картинки. Подумай и назови тему сегодняшнего занятия.
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
- Сейчас мы с тобой отправимся на самолёте в путешествие, во время которого узнаем много нового и интересного. Полетели! (Учитель-логопед и ребёнок изображают полёт на самолёте)
- Первый город, в котором мы оказались, называется Весёлый Язычок. Речь у всех жителей этого города всегда правильная и красивая, потому что они постоянно выполняют артикуляционную гимнастику.
- Выполним артикуляционную гимнастику.
Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Часики», «Качели», «Желобок» перед зеркалом.
2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- А теперь пересаживаемся в лодку и плывём по реке.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Лодочка».
Две ладони я прижму
И по речке поплыву.
(Ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, -
Это лодочка моя.
(Выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
(Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
3) Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Учитель-логопед:
- Пересаживаемся в самолёт. Полетели дальше. В воздухе чувствуется прохладный ветерок.
- Выполним дыхательную гимнастику «Ветерок».
Поднести ладонь правой руки к губам. Между губами и ладонью – 10-15 см. Дуть на ладонь холодной воздушной струёй. То же самое – с ладонью левой руки. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
4) Игра «Разложи картинки» (на совершенствование фонематических процессов).
Учитель-логопед:
- А теперь поиграем в игру «Разложи картинки».
Перед тобой картинки с изображением видов транспорта (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, лодка, экскаватор). Разложи эти картинки в две стопки: в одну – виды транспорта, в названии которых имеется звук [с] (самолёт, автобус, самосвал, троллейбус, экскаватор), в другую – виды транспорта, в названии которых нет звука [с] (вертолёт, машина, газель, трамвай, лодка).
- Молодец! Правильно разложил картинки.
3. Динамическая пауза «Самолёт».
Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:
Полетели, полетели,
(Стойка ноги врозь)
Вперёд руками завертели.
(Вращение руками перед грудью)
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
(Развести горизонтально руки в стороны)
Правое крыло вперёд,
(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперёд)
Левое крыло вперёд.
(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперёд)
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Замечательный пилот
В путь отправил самолёт.
(Произвольный бег с расставленными в стороны руками)
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1) Учитель-логопед:
- А этот город называется Загадки-Отгадки.
Игра «Отгадай загадки».
Учитель-логопед:
- А теперь отгадай загадки.
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет. (Самолёт)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Что за чудо-дом, ребята,
Пассажиров много в нём.
Усами проводов касается,
Транспортом называется. (Троллейбус)
Поднимает кверху кузов -
Избавляется от грузов. (Самосвал)
Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает. (Экскаватор)
2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [с]».
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [с]». Я буду произносить слова, обозначающие виды транспорта, а ты слушай внимательно. Если услышишь в слове звук [с], хлопай в ладоши.
- Автобус, машина, самолёт, вертолёт, самосвал, трамвай, троллейбус, газель, лодка, экскаватор.
- Молодец. Ты справился с заданием.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [с])
- Нам пора возвращаться домой. Полетели!
Использованная литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.