Белова Ольга
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в словах «Путешествие в рычащий зоопарк» для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Белова Ольга Николаевна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Рябинка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в словах.
"Путешествие в рычащий зоопарк"
для детей с общим недоразвитием речи
Этап автоматизации звука Р в словах.
Цель: Формирование звуковой стороны речи
Публикация «Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в словах „Путешествие в рычащий зоопарк“ для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Коррекционно-образовательная задача:
- Обучение выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме;
- Автоматизировать звук IP] в словах;
- Совершенствование навыка словоизменения;
- Упражнение в образовании творительного падежа;
- Расширение и активизация словаря существительных и прилагательных.
Коррекционно-развивающая задача:
Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, голоса, речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательная задача:
- Воспитание положительного отношения к занятию, самостоятельности, контроля за собственной речью.
Оборудование:
компьютер, кукла би-ба-бо Жираф, карточки для артикуляционной гимнастики, пластмассовая бабочка коробочка на ниточке, игровое поле с изображением животных жарких стран, фасоль, горох, пуговицы, бусины, каштаны, большое зеркало.
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня в гости к нам пришел Жираф. Он хочет пригласить нас в рычащий зоопарк. Хочешь узнать, почему этот зоопарк назвали рычащим? (Ответ ребенка).
Показ слайдов.
Логопед: Посмотри внимательно и назови животных, которых ты видишь. Крокодил, кенгуру, тигр, зебра, жираф, страус, верблюд, мартышка, носорог. Логопед: Какой общий звук встречается в этих словах?
Ребенок: [P].
Логопед: Правильно. В названиях этих животных есть звук [P], поэтому и зоопарк называется рычащий.
Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы вместе с жирафом будем учиться произносить красиво и правильно звук [P].
II. Ход занятия.
1. Характеристика артикуляции звука[P].
Ребенок: Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам, сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ой, что это мартышка показывает нам язык. Я думая она хочет чтобы мы с тобой сделали гимнастику для язычка.
«Маляр»
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно.
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал;
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски.
«Вкусное варенье»
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот облизывать языком верхнюю губу: нижней губой стараться не поддерживать.
Блин Мы ели с наслажденьем
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
«Чистим Зубки».
Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно "почистить" за верхними зубами (влево-вправо).
Раз, два, три, четыре.
Зубки нужно чистить дважды:
Пять, шесть, семь, восемь,
Каждое утро и вечер каждый.
«Качели"
Описание упражнения. Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка на нижнюю губу (стараясь достать подбородок, на счет «два» поднять язык на верхнюю губу (тянем язычок к носу).
Раз, два, раз, два,
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Лошадка».
Описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко
Стук копыт услышишь звонкий.
«Дятел».
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвeолам) за верхними зубами и произносить звуки : «д-д-д.». Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит,
Стук да стук, стук да стук
Раздается громкий звук.
2. Дыхательное упражнение.
Выработка сальной воздушной струи.
Логопед: Посмотри, бабочка коробочка спряталась за шторкой и ни как не может расправить свои крылышки, чтобы улететь. Давай мы ей поможем. Будем дуть на нее со всей силы.
3. Игра «Звуковые цепочки».
Выделение звука [P] среди других звуков.
Логопед: Хлопни в ладоши как только услышишь звук [P].
Р Р П Ш Ж Р В Р Р К Ч Р Р Р Т Р
4. Игра «Слоговые цепочки».
Выделение слога со звуком [P] среди других слогов.
PA TA ПA PA РО ДО ШО AP ОР УР УК AP
5. Игра «Звуковая мозаика».
Выделение слов со звуком [P] среди других слов.
Перед ребенком лежит игровое поле с изображением животных, а так же геометрические фигуры: круг, квадрат.
Логопед: Посмотри сколько разных животных изображено на картинке, но здесь есть некоторые лишние, те которые не живут в рычащем зоопарке. Давай найдем их все. Произноси по порядку названия животных, если есть звук Р, закрываем этого животного квадратом, если звука Р нет, то закрываем кружочком.
Логопед: Молодец! Ты отлично справился с заданием. Посмотри. Мне кажется у нас с Тобой получилась какая-то буква. Назови мне ее.
(Ответ ребенка).
6. Игра «Выложи букву».
Развитие мелкой моторики.
Ребенку предлагается на выбор фасоль, горох, пуговицы, бусины, каштаны. Логопед: Выложи букву [P].
7. Игра «Один-много».
На экране по очереди появляются изображения животных. Ребёнку предлагается назвать их и преобразовать во множественное число именительного падежа.
Жираф - жирафы
Тигр - тигры
Крокодил - крокодилы
Зебра - зебры
Страус - страусы
Верблюд - верблюды
Мартышка - мартышки
Носорог - носороги.
8. Игра «Какой? Какая?».
Расширять и активизировать словарь прилагательных.
Логопед: В рычащем зоопарке очень много разных животных и у всех свой характер, свои повадки. А ты попробуй отгадать кто какой?
Кенгуру прыгучий или плавающий;
Тигр громкий или тихий,
Крокодил кровожадный или добрый,
Страус быстрый или медленный,
Горилла грозная или добрая,
Верблюд горбатый или сумчатый,
Мартышка шустрая или медленная?
9. Игра «Чем угостим жирафа?».
Упражнение в образовании творительного падежа.
На экране по очереди появляются картинки с овощами. Ребенку предлагается выделить те в названии, которых есть звук [P].
Логопед: Наш жираф проголодался. Давай его покормим. Он ест только те продукты, в названии которых есть звук [P].
Помидор, горох, кукуруза, капуста, морковь, картошка, тыква, огурцы петрушка.
Логопед: Молодец! Ты отлично справился с заданием. А теперь скажи мне одним словом, чем мы накормили жирафа?
Ребенок: Мы накормили жирафа овощами.
Логопед: Ну, вот жираф наелся, а теперь ему захотелось отдохнуть давай попрощаемся с ним.
10. Итог занятия.
Логопед: Тебе понравилось заниматься с жирафом? Какой звук мы сегодня учились красиво произносить?