ОЛЬГА ЯРУКОВА
Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста по автоматизации [р] в словах
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской республики
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Автоматизация звука [р] в слогах, словах»
Выполнила:
Ярукова Ольга Владимировна
учитель-логопед МБДОУ
«Батыревский детский сад «Сказка»
Батырево 2018
Цель: автоматизировать в слогах, словах изолированный звук [р].
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста по автоматизации [р] в словах» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении изолированного звука [р];
- активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать силу и высоту голоса, мелодику и тембр;
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия : закрепление.
Этап работы: автоматизация звука [р] в слогах, словах.
Организационная форма проведения: индивидуальная.
Возраст ребёнка : 6 лет.
Оборудование: зеркало, логопедическое пособие для дыхательной гимнастики «Узнай, кто спрятался в зарослях», игрушки: тигрёнок, тигр; кубики Зайцева, карточки Зайцева, кубик с точками, ноутбук, флэшка «Мерсибо» с логопедическими играми.
Ход занятия
Организационный момент.
Л: Здравствуй, сегодня к нам на занятие кое-кто пришёл, а кто ты узнаешь, если отгадаешь загадку:
Когти, хвостик и полоски.
Пьёт пока ещё из соски,
Только это не котёнок.
Это маленький. (ТИГРЁНОК)
Л: Посмотри, какой он? (Упражнение «Какой?»)
Л: Он ещё не умеет рычать, поэтому он пришё л к нам за помощью: он просит нас научить его рычать, ведь мы с тобой уже умеем правильно произносить[Р]. Поможем ему?
Основная коррекционно-логопедическая работа :
1. Восприятие звука:
- в начале слова;
Л: посмотри на картинку и внимательно послушай как я произношу её название. Если картинка названа правильно, подними руку вверх и скажи ДА. Если неправильно, отрицательно покачай головой и скажи НЕТ.
- в потоке прочих звуков.
Л: Звук[Р] – он очень звонкий и сильный как мотор, изобразим работу мотора: руки согнём в локтях, кисти рук сожмём в кулаки и вращаем кистями рук перед грудью. Я буду называть звуки, когда услышишь звук [Р] - показывай моторчик руками:
С-М-ЛЬ-Р-Й-В-ЛЬ-З-Г-Н-Р-ВЬ-Л-НЬ-Р-Ж-Ы-Р-У-Л;
2. Артикуляционные упражнения.
Л: Тигрёнок, мы должны тебя предупредить, чтобы научиться рычать нужно каждый день делать зарядку для язычка, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук. Выполним упражнения для язычка:
«Вкусное варенье», «Часики», «Качели», «Чашечка», «Парус», «Барабан».
3. Дыхательное упражнения «Узнай, кто спрятался в зарослях».
Л: Посмотри, кто-то спрятался в зарослях. Узнай, кто это. Для этого тебе нужно сильно подуть на заросли.
Кто там спрятался, узнай.
Побыстрее отгадай!
Дунь на заросли скорей
И увидишь, что за зверь!
Да это же папа-тигр! Посмотри, как тигрёнок обрадовался встрече с ним! Он будет наблюдать за Тигрёнком.
4. Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [Р].
Л: Наш язычок стал сильным, теперь можно попробовать произнести звук [Р].
- губы улыбаются ;
- зубы на небольшом расстоянии;
- язык поднимается и упирается в бугорки за верхними зубами;
- горлышко гудит;
- язычок дрожит как «моторчик»;
- РРРРРРРР
5. Закрепление произношения звука [Р] в слогах:
Л: А сейчас, чтобы язычок не забыл как правильно произносить [Р], будем тренировать его.
Посмотри у нас есть кубик, называем его: РУ,РО,РА,РЭ,РЫ,Р, можно спеть его.
Я буду называть начало слова, а ты добавляй:
- Р (ставим перед ребёнком кубик Р);
- РА (ставим перед ребёнком кубик РА);
- РЫ (ставим перед ребёнком кубик РЫ) ;
-РОК (ставим перед ребёнком кубики РОК);
6. Автоматизация Р в словах. Игра «Кубик».
Л: Бросай кубик, сколько точек на нём выпадет, столько раз тебе нужно повторить слово с карточки (нажимая пальцем на точки).
7. Пальчиковая гимнастика «Тигриный сыночек»
Л: Сделаем гимнастику для пальчиков:
У тигриного сыночка на лапках коготочки, (шевелим пальчиками обеих рук)
Ты их прятать не спеши – пусть посмотрят малыши: (руки в кулачки)
Мяу-мяу-мяу – РРРРРРРРРРРРРР. (выпускаем коготки).
8. Игра «Эхо» (на развитие силы и высоты голоса, мелодики и тембра).
Л: Знаешь, рычать можно по-разному: громко, тихо, весело, сердито, устрашающе и т. д. Это зависит от силы и высоты голоса, от настроения и от других причин. Научим тигрёнка рычать разными способами. Поиграем в игру «Эхо». Я буду бросать тебе мяч и рычать, а ты слушай внимательно. Потом ты бросишь мне мяч и прорычишь так же, как я рычала. (Учитель-логопед бросает мяч ребёнку и произносит звук [р] («рычит») по-разному: громко, тихо, робко, смело, весело, сердито, удивлённо, устрашающе. Ребёнок бросает мяч учителю-логопеду и повторяет его рычание, как эхо.)
9. Формирование навыков звукового анализа, определение наличия звука [р] в словах (в начале, середине, конце) игра «Поезд»;
Л: У Тигрёнка очень много друзей. Сегодня они собрались в далёкое путешествие, но забыли кто в каком вагоне едет. Посадим друзей тигрёнка в их вагоны.
- в первый вагон посади тех друзей Тигрёнка, в названии которых звук [р] находится в начале слова, в средний вагон – где звук[р] находится в середине слова, а в последний вагон– где звук [р] в конце слова.
Л: Посмотри на Тигрёнка, он загрустил. Наверное, он тоже хочет отправиться со своими друзьями в путешествие. Отправим его?
Л: А куда мы посадим Тигрёнка?
Л: Попрощаемся с ними по-тигриному: РРРРРРРРРР.
Итог занятия.
Л: Молодец, ты сегодня хорошо поработал (а) на занятии, ясно и четко произносил (а) звук [р]. Тигрёнок остался очень доволен, что ты ей помог (ла) научиться говорить звук [р]. И за это, он приготовил тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами.
До свиданья!