Ирина Петрович
Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продемонстрировать потенциальные возможности использования инновационных технологий: скрапбукинг технологии, аква технологии, су-джок терапии, зрительного тренажёра В. А. Ковалёва, Лего технологии, шариков Марблс и камушек кабошонов в процессе развития речи ребёнка.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательная задача:
-закрепить навыки словоизменения, активизировать словарный запас, закрепить умение подбирать антонимы к словам, осуществлять звуковой анализ слов, определять количество слогов в слове; формировать пространственную ориентацию, закрепить предлоги («вверху, внизу», «над», «под», слева от).
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно-развивающая задача:
-продолжать работу по развитию направленной воздушной струи; фонематического восприятия; психических процессов: внимания, памяти, мышления; тактильной чувствительности; развивать подвижность артикуляционного аппарата в сочетании с развитием мелкой моторики в воде; координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у ребёнка культуру речевого общения, способность взаимодействовать с педагогом.
Материалы и оборудование: разноцветные су-джок шарики - 4 шт. в вазочке; картинки (улыбка, чашечка, дятел, гармошка, маляр, фокусник, лошадка, болтушка); схема артикуляции звука р; резиновые игрушки: самолёт, поезд, корабль; таз с водой, фартук, нарукавники, сухие одноразовые полотенца, шарики Марблс, маленькая лодочка, картинка матроса, коктельные трубочки в стакане, прищепка с ламинированной картинкой лодки, пособие «Лабиринт», камушки кабошоны; фигурные дыроколы: кенгуру, корона, сердце; фигурка кенгуру; буквы из разрезной азбуки (к, е, н, г, у, р, у); Лего кирпичики (4 точки) (зелёного, красного, синего цвета); ИГРА «Собери картинки», 3 Лего паровозика, 6 Лего вагончиков; контейнер для кирпичиков; видеоазимут В. А. Ковалёва; подставка для зрительного тренажёра; таз с пшеном, песочная мельница, стаканчик, камушки: рыбки, морской конёк, крокодил, тарелочка, влажные салфетки.
Предварительная работа : рассказ-беседа с ребёнком об озёрах, об обитателях озёр, игра «Лабиринт», выполнение артикуляционной гимнастики в воде с шариками Марблс, повторение названий и видов транспорта.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Логопед: Выбери любой понравившийся тебе шарик (су-джок, покатаем его в ладошках (откладываем в сторону, а теперь я предлагаю тебе поделиться теплом друг с другом, протяни мне свои ладони! Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи!
-Перед тобой таблица с картинками, предметы которых обозначают названия упражнений для язычка. Я загадываю упражнение, а ты его находишь и называешь. Готова?
-Найди упражнение, которое находится над чашечкой, слева от, последнее в первом ряду, под, слева от (чашечка, дятел, гармошка, маляр, фокусник, лошадка, болтушка).
-Как ты думаешь, ты сейчас перечислила названия упражнений для какого звука?
- Что мы знаем об этом звуке, какой он? (согласный, твёрдый, звонкий).
-Что происходит с нашими губами и языком, когда мы произносим этот звук? (рассказ по схеме).
-Как мы его произносим, сердито или ласково?
-От чего это зависит? (от настроения)
Игра «Оживи звук?»
-Каким ты представляешь звук р? (молодой, старый, бодрый, весёлый, грустный, боевой)
- Иногда у нас возникает проблема, у нас начинает дрожать не кончик языка, а маленькое горлышко, значит нам нужно отправиться в путешествие со звуком р для того, чтобы закрепить правильное произношение этого звука в словах и предложениях.
-Предлагаю совершить прогулку по озеру. Нам нужно выбрать транспорт, на котором мы сможем путешествовать по воде (из игрушек ребёнок выбирает лодку и объясняет почему).
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика с движениями рук в воде (с шариками Марблс)
Логопед: Погрузи руки в «шариковое озеро», поводи ладонями и пальчиками по поверхности шариков. Выполним упражнения для языка и пальчиков одновременно.
Упражнение «Лошадка»
Щёлкать языком и одновременно пальцами ритмично в такт щелчкам «скакать по воде» или «отбивать» шарики указательными пальцами.
Упражнение «Чашечка»
Поднять язычок вверх в форме чашечки, одновременно наполнить ладошки в форме чашечки шариками Марблс.
Упражнение «Гармошка»
Выполнять упражнение языком и одновременно захватывать руками и отпускать щарики Марблс.
Упражнение «Маляр»
Водить языком и одновременно катать между ладонями су-джок шарик.
Упражнение «Болтушка»
Выполнять движения языком и одновременно перетирать шарики между ладонями или массажный мячик.
Упражнение на развитие дыхания и воздушной струи.
Чтобы лодка о берег не стукнула нос, надо, чтобы ею управлял очень смелый… (матрос). Дуем на лодку (вдох через нос, выдох через рот, вдох короткий, выдох длинный). Вдруг началась буря (из коктельной трубочки)
Заведи мотор лодки (если у лодки есть мотор, то она какая) и проедь по всему озеру, произнося звук р (прищепка на пальце с картинкой лодки).
Игра на развитие фонематического слуха
Пока озеро спокойное и наша лодка плавает, предлагаю поиграть в игру.
«Угадай, что гудит?» (компьютерная игра)
Игра «Лабиринт» (описать путь лодки и выложить его камешками кабошонами)
Наша лодка капризная. Ей вдруг стало холодно, и она решила отправиться в жаркие страны. Предлагаю помочь лодке добраться до пристани.
Выкладываем путь, начиная от большого камушка: 1 шаг направо…
Логопед: Приближаясь к пристани лодка увидела:
-Ты узнаешь кого, если нажмёшь на листке фигурным степлером (кенгуру) показать и поставить фигурку кенгуру;
-Ты правильно выполнила задание, значит ты победитель, а победитель всегда получает (нажми и назови) корону;
-А я дарю тебе тепло моего (нажми и назови) сердца.
-Мне кажется в слове кенгуру много звуков, предлагаю составить звуковую схему этого слова.
Составление звуковой схемы слова КЕНГУРУ (использование Лего конструктора (кирпичиков) и букв разрезной азбуки)
(Сколько звуков в слове? Назови первый звук, последний? Сколько гласных звуков, сколько согласных?
Определение количества слогов в слове :
-Предлагаю достать из озера столько шариков, сколько слогов в слове кенгуру (три). Интересно, а сколько слогов в слове лодка? Какое слово длиннее?
Упражнение «Перепутанные вагончики»
Однажды кенгуру оказалось на железной дороге. В это время ехал поезд со словами, машинист заметил животное и резко затормозил. В каждом вагоне «ехало» слово. Вагоны столкнулись и слова перепутались. Соедини слова так, чтобы получилось предложение : «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке.
Быстро, кенгуру, прыгать.
Кенгуру, у, шерсть, короткая.
Фрукты, грызть, кенгуру.
-За правильно выполненное задание кенгуру дарит тебе подарок игра «Собери картинку».
Ребёнок собирает квадрат из 9 картинок со звуком р (кенгуру, морковь, виноград, муравей, кровать, королева, гепард, груша, зебра, кролик).
-Отправим кенгуру домой, а мы порыбачим.
Игра «Четвёртый лишний» (песочная мельница, пшено, камушки кабошоны)
-Достань только тех водных жителей, в названии которых есть звук р (ребёнок достаёт разноцветных рыб, морского конька, дельфина и проговаривает слова).
-Посчитаем рыбок дружно. Ребё нок: (1 рыбка, 2 рыбки.)
-Кто лишний и почему? Приём ТРИЗ «Золотая рыбка»
-Представь себе, что в озере всё-таки плавает дельфин, как ты думаешь, как он мог там очутиться?
-Как ты думаешь, сможет ли дельфин выжить в озере?
Динамическая пауза.
Рыбки в озере плескались,
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Мы присядем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
Мы подпрыгнем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
Наклонились столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
-Хоть приятно разминаться, вновь пора с игрой встречаться.
Игра «Противоположности» (презентация)
-Однажды поспорили 2 корабля: маленький и большой. Маленький корабль говорит у меня гудок тихий, я никому не мешаю. Большой корабль говорит у меня гудок громкий, все знают, когда я причаливаю к берегу. Услышав их спор, весь груз, который был на кораблях начал спорить (цыплёнок пищит тихо, а петушок кричит громко; кресло мягкое, а стул твёрдый; черепаха ползает медленно, а зайчик бежит быстро). На этом спор завершился.
Гимнастика для глаз «Видеоазимут Ковалёва» (ракета, вертолёт, аэроплан, корабль).
1.«Обведи» глазами, не двигая головой, красный прямоугольник.
2. «Обведи» глазами зеленый прямоугольник.
3. «Обведи» глазами диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.
4. Вертикаль и горизонталь.
3. Заключительная
Вот и подошло к концу наше путешествие со звуком «р».
-Как ты считаешь, удалось тебе сегодня правильно произносить звук «р», да так, чтобы дрожал только кончик языка.
-Предлагаю вместе проговорить : «Ра-ра-ра – нам понравилась игра!»