Екатерина Богачева
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [С] и [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия на тему «Дифференциация звуков «С» и «З».
Цель: Закрепить умение различать на слух звуки «С» и «З» изолированно, в слогах, словах, фразах.
Речевые задачи:
• учить различать звуки «С», «З» изолированно, в словах, словосочетаниях
и правильно обозначать их на письме;
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Дифференциация звуков [С] и [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• развивать правильное речевое дыхание;
• развивать фонематические представления,
зрительное восприятие, память,
словесно-логическое мышление;
• развивать навыки самоконтроля;
• формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
• формировать установку на выполнение
артикуляционной гимнастики, физкультминутки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, фланелевые буквы С,З; карточки с буквами С,З;
предметные картинки, в названии которых есть звуки «С», «З»;
индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками «С», «З»; тетради, ручки, цветные карандаши;динамик, музыка для физкультминутки, магнитная доска.
- Две корзинки «С», «З».
1 Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Нам урок пора начать.
Сели правильно, красиво?
Значит можно начинать!
– Не забывай: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!
2 Работа по теме: Сообщение темы и целей занятия.
Настя, посмотри на иллюстацию, мы видим двух девочек -подружек Зину и Соню. Зина знает все буквы. Знает она и букву [з]. Повторим за Зиной слова:
- зайка
- заря
-зубы
- зонт.
- Какой первый звук в словах? - Звук [з].
А теперь повторим слова за Соней:
- сад
- самолет
- снег
- сон.
- Какой первый звук в словах? - Звук [c].
Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, повторять звуки «с-з»
О каких звуках мы с тобой будем говорить и учиться их не путать? - Звуки [з] и [c]. (Ученик повторяет слова за логопедом).
3 Артикуляционная гимнастика и закрепление правильной артикуляции звуков. Возьми зеркало. Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?
- с-с-с- накачиваем насос,
(засвистел ручной насос, накачает сто колес)
з-з-з- песенка комара.
(через лес комар летит, звонко, звонко он звенит)
• Губы слегка растянуты в улыбке.
• Зубки сближены, но между ними должна быть щель.
• Кончик языка широкий и находится за нижними зубками
• И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная
• Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос. (Уточняется правильная артикуляция звуков).
Логопед- Настя. Как ты думаешь чем похожи эти звуки?
Логопед: Скажи почему мы называем звуки «с-з» согласными?- Потому что их нельзя петь и тянуть и когда мы их произносим. Воздух встречает преграду.
Логопед: Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга
-С-глухой З-звонкий.
Почему мы говорим что звук «З»- звонкий?
звук «З»-голосок не спит - потому что когда мы произносим
звук «С» –голосок спит рука на горле.
Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой
«З» -согласный, твердый, звонкий. Ученик контролируют работу (вибрацию) голосовых складок, тыльной стороной ладони.
Логопед: ты справилась с этим заданием. Молодец!
Чтобы красиво произносить звук
– сделаем гимнастику для язычка: ВОЗЬМИ СВОЕ ЗЕРКАЛО
– друг другу улыбнулись, и выполняем упражнения пред зеркалом :
«Кошечка»,
«Заморозь ладошку" Ученик выполняет упражнения перед зеркалом.
4 Игра: “Поймай звук”. Звуко-буквенный анализ слов. Сегодня мы с тобой будем учиться различать звуки «С и З», а помогать нам будут Соня и Зина.
Вставай на против меня.
Изолированно:
Слышим «С» –хлопаем, «З» – приседаем.
В слогах:
За, са, сы, со, зу,, зы, су;
злу, сло, злы, сли.
В словах:
Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.
Молодец. Садимся.
Лиса – Лиза,
Коса – коза,
Сайка – зайка,
Соя – Зоя.
Настя, обрати внимание на то, что слова в каждой паре отличаются только одним звуком.
Давай определим, где находится изменяемый звук, в каждой паре слов. Ученик повторяет за логопедом слова.
5 «Измени слог».
игра с мячом.
«Измени слог».
Я читаю слог, а ты меняешь «С» на «З».
Са-за
Со-зо
Су-зу. Обратно-
аз-ас
уз-ус
оз-ос
Оборудование: Мячи для тенниса.
6 Письменная работа в тетрадях
Открой свою тетрадь.
Напиши тему занятия : «Буквы С-З».
ответить: что такое звук, а что такое буква?
Инструкция: – Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а ты их записываешь.
Лексический материал:
за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.
Одной чертой ты подчеркиваешь слоги с буквой С, а с буквой-З - двумя чертами.
7 Игра «Один – много» (развитие фонематического слуха и основы словоизменения)
Я говорю слова и показываю картинки.
Если в слове звук «С» показываешь букву –С-, если звук «З» - -З-
и говоришь, как будет много.
Например- ананас, твоя-ты поднимаешь букву и говоришь-ананасы.
Понятно? Начали!
Сова, стакан, автобус, ананас, лиса;
Зонт, заяц, замок, ваза, гнездо.
Оборудование: Веер букв (индивидуально)
8 “Чистоговорки». Спинки выпрямили!
Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки. Приготовили -Кулак-ладошка
• за-за-са -вот бежит лиса
• са-са-за – вот идет коза
• сы-сы-зы – нет у нас козы.
Обратный слог: Две ладошки перед собой, одну повернули.
• аз-аз-ас-у нас дома ананас
• Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.
• Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз
Молодец!
Ученик повторяет чистоговорки, сопровождая произношение жестами.
9 Рефлексия. “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу.
Если ты была активна во время путешествия, старалась выполнять задания, подними ладошку раскрытую - солнышко, если тебе было тяжело выполнять задание, или ты не справилась, подними кулачек.
Ты сегодня молодец!