Лучший педагог года

НОД «Зимняя лаборатория». Старший дошкольный возраст

Ирина Ларкина
НОД «Зимняя лаборатория». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы

НОД «Зимняя лаборатория».

Старший дошкольный возраст.

Экспериментальная деятельность в старшей группе по ФОП ДО направлена на развитие познавательной активности и ознакомление детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Задачи:

• формирование познавательной инициативы у детей;

• создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования;

• формирование у детей самостоятельного проведения опытов (с небольшой подстраховкой воспитателя, соблюдения техники безопасности;

• развитие у детей чувственного аппарата (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус);

• развитие памяти, внимания, мышления, речи;

• совершенствование интеллектуальных способностей: наблюдательности, сравнения, умения находить отличия, познания причины и т. д. ;

• развитие у детей способностей к прогнозированию, планированию, построению гипотезы.

В старшей группе возрастают роль заданий по прогнозированию результатов.

Цель: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

• Продолжать формировать основы экологической культуры.

• Познакомить детей со стихотворением И. Сурикова, загадками о природных явлениях, создавать обобщения, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.

Развивающая:

• Развивать познавательные способности, речь детей.

Воспитательные:

• Воспитывать стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду.

Оборудование:

Арка – вход в Зимнюю лабораторию.

Снеговая дорожка.

Коробочка с искусственным снегом для опыта «Поземка»

Мольберты с закрепленными изображениями

Музыкальное сопровождение:

Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года Декабрь», музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Раздаточный материал:

- снежинки разной формы, закрепленные на краях стола;

-для проведения опыта «Метель»: баночки, наполненные водой и блестками, мерный стаканчик с глицерином, палочка для размешивания;

-для проведения опыта «Лед в воде не тонет»: контейнер с кубиками льда, емкости с водой, ложечки;

Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, художественно-продуктивная.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, доброе утро. Меня зовут Ирина Михайловна и я приглашаю всех

вас на интересное занятие. Давайте поприветствуем друг друга.

«Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись, пожелай доброго утра!». Дети приветствуют друг друга. А теперь «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки): «Доброе утро!».

Доброе утро улыбчивым лицам (Воспитатель обращает внимание детей на «волшебный» клубочек, лежащий на полу, клубок яркий сине-зелёный.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите что за волшебный предмет у нас появился?

На что он похож? (Как думаешь, Миша, Алиса, Яросла)

- Правильно, ребята, он похож на нашу планету, потому что наша планета тоже круглая. А кто знает, как называется наша планета? (Земля).

(Воспитатель вносит глобус.)

Воспитатель :

- Ребята, у меня в руках глобус - это модель нашей огромной и удивительной планеты Земля. На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы.

Как много разных стран на нашей планете Земля.

На земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда жара. Есть такие места, где всегда холод, зима круглый год. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму, в такой стране живем и мы.

В какой стране мы живём?

Яндекс-станция Маруся:Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия.

Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки, день и ночь, например в такое место в нашей большой стране, где вечная зима, Станция Мирный - первая советская/российская станция, находится на побережье моря Дейвиса Мэри, основанная 1956 году. Температура на станции Мирный зимой в среднем опускается до -25°С.

Воспитатель:На сегодняшний день станция Мирный является главной базой российских антарктических исследований. (Показываю изображение станции и вывешиваю на доску).

Воспитатель: Хочу познакомить вас с нашим помощником на сегодняшнем занятии Яндекс-станцией Маруся.

Яндекс-станция Маруся:Приятно познакомиться!

Воспитатель:Если у нас такая большая страна, то и много неизвестного в ней, ведь всё это нужно изучать чтобы знать как устроен мир.

Яндекс-станция Маруся:(Имитация записи помех, африканский голос)

Воспитатель:Маруся, ничего не понятно, переведи на русский язык.

Яндекс-станция Маруся:Перевожу

Дорогие ребята! Пишут вам дети из далекой Африки. Недавно мы прочитали сказку «Снежная королева». Она нам очень понравилась. Но мы так и не поняли, какой бывает снег и лед. Просим вас рассказать нам о них».

Воспитатель: Посмотрите, они прислали нам свою фотографии. (показываю)

Ну что ребята будем делать?

Дети : Нужно помочь ребятам

Воспитатель: Но как же мы можем это сделать?

Дети предлагают свои ответы

Я помогу вамрассказать ребятам из жаркой страны про свойства снега и льда. Приглашаю в свою лабораторию, для этого пройдем через волшебный зимний портал. (Под композицию П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» через арку отправляются в лабораторию.

Воспитатель: Как вы думаете, а что делают в лаборатории (Изображения лаборатории и ученого на доске).

Дети отвечают. Проводят разные опыты и эксперименты.

Воспитатель: А как называют людей которые работают в лаборатории?

Дети: Ученые

Двери в мою лабораторию всегда открыты, приглашаю вас.

Воспитатель: Вы становитесь научными сотрудниками, предлагаю вам надеть свои защитные халаты и занять свои места.

Нам будет помогать путеводитель, где обозначены 6 станций в лаборатории, стрелочка будет означать каждую станцию, в ней символами-карточками мы будем заполнять как настоящие ученые все наши наблюдения.

Сейчас угадайте станцию к которой мы отправимся.

Говоря о зиме, что мы сразу представляем?

Ответы детей: Снег.

Значит 1 станция «Снежная».

Миша, ты сегодня очень активно принимаешь участие, назначаю тебя старшим научным сотрудником, выбери символ станции Снежной и помести его внутри стрелочки нашего путеводителя на самый большой круг.

Но, прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам прослушать, как писал о красоте зимы русский поэт Иван Суриков.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое снег и где он рождается?

Ответы детей: Снег – это множество красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья.

Яндекс-станция Маруся: Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Вначале- это крохотные кристаллики, они так малы! Затем эти кристаллики все время растут и превращаются в снежинки, которые и падают на землю.

Воспитатель:Посмотрите, какие Красивые снежинки (Показываю по очереди виды снежинок).

В природе существует 9 основных форм снежных кристалликов. Им дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, еж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.

Обратите внимание, на столе у вас закреплены снежинки, какую форму напоминают ваши снежинки? Миша, как думаешь на что похожа твоя снежинка? (На двусторонних липучках снежинки на столе).

Ответы детей: моя снежинка похожа на звезду, столбик, пушинку и т. д.

Воспитатель: Сухой пушистый снег легко переносится ветром по земле.

Кто может сказать, как называется это явление?

Поземка.

Сейчас я покажу вам, как это явление происходит в природе.

Предлагаю сначала вспомнить правила, которые надо соблюдать при проведении опытов?

(Ответы детей)

(Можно толкаться, спорить, драться?аккуратно пользоваться оборудованием, ставить на места.).

Миша, выбери картинку-символ техники безопасности при проведении данного опыта и помести ее в следующее окошко в нашем путеводителе.

Демонстрационный опыт воспитателя «Поземка»

Цель: продемонстрировать с помощью силы выдуваемой струи воздуха интенсивность движения частиц «сухого снега».

Описание: Воспитатель берет заранее подготовленную закрытую прозрачную коробочку с искусственным снегом, с одной стороны которой вставлена трубочка, дует в нее. Дети наблюдают перемещение снега.

Воспитатель? Сейчас я покажу вам, как явление поземкавыглядит в природе.

Что вы наблюдаете?

Вывод опыта делают дети: чем сильнее ветер, тем сильнее поземка стелется по земле (здесь как вариант можно будет проговорить детям).

С помощью чего перемещается снег? А если дуть сильее?

Воспитатель: А влажный, липкий снег может перемещаться ветром по земле, почему? Может, кто-то из вас пробовал это сделать?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, поземка – это перемещение ветром сухого пушистого снега по земле.

Воспитатель: Бывает, сильный ветер перемещает кучи снежинок с земли, словно метлой. Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга, пурга.

Воспитатель: Ребята, какой бывает метель?

Ответы детей: Сильная и слабая.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?

Ответы детей: От силы ветра.

Воспитатель: Правильно, чем больше сила ветра, тем сильнее метель.

В моей лаборатории есть волшебные сосуды, чтобы вы сами смогли сделать и увидеть метель. Давайте сделаем это вместе со мной.

Опыт «Метель»

Цель: формировать навык наблюдательности.

Воспитатель: В баночках налита вода, положите в нее ложечкой блестки, а теперь добавьте порцию глицерина из мерной баночки. Затем все быстро размешивайте ложечкой и любуйтесь «снежной метелью».

Воспитатель: Миша, найди картинку-символ метель и обозначь в нашем путеводителе.

Воспитатель: Посмотрите, как разбушевалась метель в ваших волшебных сосудах! Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка. Как она называется? (наст). Давайте пройдем по снегу и послушаем, как хрустит наст под ногами. Дети проходят по снеговым дорожкам и слушают хруст наста.

- Как вы думаете, почему хрустит наст под ногами?

Ответы детей:

Занимайте свои рабочие места, продолжаем экспериментировать.

Воспитатель: на своём столеобращает внимание детей на контейнер украшенный зимней тематикой. Ребята, обратите внимание на волшебный сундучок чтобы его открыть и посмотреть, что внутри вам надо отгадать загадку,

Он появляется тогда,

Когда мерзнет пруд, река.

На нем так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься! (лед)

Надевает перчатки, достаёт из контейнера пиалу со льдом.

Следующая 2 станция «Льдинка».(Воспитатель передвигает стрелку путеводителя).

Миша, выберикартинку-символ станции «Льдинка», спасибо Миша, ребята вспомним технику безопасности при проведении опыта со льдом, Алена я предлагаю тебе поместитесь ее в следующее окошко в нашем путеводителе.

Занимайте свои рабочие места, сейчас вам предстоит поработать в парах.

Пока дети садятся, воспитатель раскладывает лёд в пустые стаканы.

Ребята, посмотрите, что вы видите в стакане?

А что такое лед?

Из чего образовывается лед?

Предлагаю одному из научных сотрудников в ваших парах взять ложкой кусочек льда и опустить их в воду, второй научный сотрудник держите стакан с водой.

Опыт «Лед в воде не тонет»

Цель: определение причин непотопляемости льда

Воспитатель: Что вы наблюдаете?

Ответы детей: Лёд плавает на поверхности. Лед не тонет в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? А сейчас возьмите льдинку ложечкой и рассмотрите. Что вы увидели?

Ответы детей: Пузырьки.

Воспитатель: Что это за пузыри?

Ответы детей: выдвигают версию, что это воздушные пузырьки…

Воспитатель: Правильно. А как воздух попал в льдинки?

Ответы детей: делают предположения, но в основном затрудняются ответить на этот вопрос.

Маруся: лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.

Как вы думаете, если уронить лед что с ним случится?

Ребята лед твердый,но он расколится потому что хрупкий, как стекло.

А какой цвет у льда? Молодцы!

Решение Проблемного вопроса: А, если обратно воду перенести в холодное место, что произойдет?

Правильно, вода замерзнет и образуется лед. Молодцы!

Алёна, выбери картинку-символ нашего опыта и помести в наш путеводитель.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужен лед?

Ответы детей.

Для сохранения пищи, прикладывать к ушибам и синякам.

Значит ледующая 3 станция «Полезная» (Лёд и руки человека) Воспитатель передвигает стрелочку

Алена, выбери полезный символ нашей станции и помести в наш путеводитель.

Воспитатель: А как вы думаете, могут быть дома из снега и льда?

Дети делают свои предположения.

Яндекс-станция Маруся: Есть такие народы-эскимосы. Они живут в очень холодных краях, на Чукотке, Аляске и в Канаде. Зимой они строят дома из снега. Из плотного снега снежные кирпичики, укладывают их с небольшим уклоном внутрь. Изнутри иглу застилают шкурами. (Воспитатель помещает на мольберт изображения иглу).

Так чем полезен снег для народов-эскимосов в холодных краях?

Ответы детей.

Алена, выбери символ иглу и тех кто в них живет и символ и помести в путеводитель.

Сейчас предлагаю снять халаты.

Проходите со мной. Хотите поиграть? Как думаете, как называется следующая станция?

4 станция Игровая Передвигает стрелку путеводителя.

Алена, подбери символ станции игровая и помести в путеводитель.

Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

Цель: тренировать в классификации по различным основаниям.

Игровой материал: ростовое дерево с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда.

Ход игры:

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим – картинки по теме «Одежда» и т. д.

У нас выросло необычное дерево со всеми временами года, только вот плоды всех времен года перепутались, поможете собрать, выбирайте себе карточку и поместите её в соответствии со временем года, когда это бывает?

Алена, у тебя какая карточка? Одежда! Выбери свою карточку символ и когда это бывает и помести на наш путеводитель.

Воспитатель: Ребята! А какой праздник приближается к нам?

Дети: К нам приближается Новый год.

Значит следующая 5 станция как называется? «Новогодняя». Передвигает стрелку путеводителя.

Чего так сильно ждут дети в Новый год?

Алена выбери картинку символ новогоднего праздника подарки, помести в путеводитель.

Воспитатель: А как вы думаете, в Африке бывает Новый год?

Дети отвечают.

Воспитатель: Кто приходит к нам на праздник?

Дети: Дед Мороз

Маша, выбери второй символ нового года и помести в наш путеводитель.

Воспитатель: А в Африке к детям приходит Дед Мороз?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Так они наверное и не знают что нужно наряжать елочку, у них совсем не растут елки, а какое дерево растет в Африке?

Передвигает стрелку путеводителя на изображение ёлочек в ч/б цвете.

На нашем путеводителе появились елочки, значит предлагаю нарядить новогоднюю красавицу для ребят из жаркой страны. Хотите?

Выносит на середину зала елку с коробкой игрушек.

Воспитатель: Замечательная получается елочка.

Саша, где мы сегодня побывали?

Алина, что мы сегодня делали в лаборатории?

Мая, что тебе понравилось больше всего?

Давайте сфотографируемся для наших друзей из Африки вместе с елочкой.

Обязательно отправим фото и наши символы путеводителя детям в Африку, чтобы они поняли что такое снег и лед, а я надеюсь увидеть вас еще раз в своей лаборатории.

(Фото моментальной печати на полароиде, конверт. Кладу фото в конверт на путеводитель).

Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться, снова в группу возвращаться.

Пройдем снова через волшебную арку и возвратимся в группу.

Дети прощаются и через арку выходят обратно под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы рисуем натюрморт». Старший дошкольный возрастФотоотчет «Мы рисуем натюрморт». Старший дошкольный возраст "Мы рисуем натюрморт" Каждую лексическую тему мы с ребятами закрепляем интересным мероприятием. Лексическая темя прошедшей недели «Овощи».

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Логокуб по развитию речи (старший дошкольный возраст)Логокуб по развитию речи (старший дошкольный возраст) Цель: развитие всех компонентов речевой системы - лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
НОД «Зимняя лаборатория». Старший дошкольный возраст
Опубликовано: 13 февраля 2025 в 16:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Зимняя лаборатория». Старший дошкольный возраст» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ларкина (УИ 1221629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
Православный праздник Сретение!
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД