Ирина Качинская
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук Р.
Цель: Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях.
Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение образовывать форму единственного и множественного числа родительного падежа существительных; закреплять образ буквы «Р»; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; развивать умение согласовывать числительные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.
Ход занятия
Организационный момент
1. Приветствие детей.
2. Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Мы пришли в детский сад, (имитируют ходьбу)
Лёша рад и Витя рад. (машут другу другу)
И конечно, все ребята,
Нашей встрече очень рады. (все вместе обнимаются)
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
И открыли!
На первую строчку — пальцы в «замочек».
Затем стучать о стол «замочком».
Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки.
Упражнения по развитию силы голоса и выдоха
«Вертушки».
Подуть сильным плавным выдохом на вертушки.
Посоревноваться, у кого дольше крутиться вертушка.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».
Объявление темы занятия
1. Загадка:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).
2. – Сегодня к нам опять пришел пес Рекс. Продолжаем закреплять правильное произношение его любимого звука [р].
Произношение изолированного звука
- Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].
Дети по очереди длительно произносят звук [р].
Анализ артикуляции
- Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем об этом звуке Рексу.
Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?
Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?
Характеристика звука
- Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.
Связь звука с буквой
Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.
Выложите букву Р перед собой из камешков.
Развитие фонематического слуха
Игра «Внимательные ушки». Подними синюю фишку, когда Рекс скажет слово со звуком [р] :
У меня есть новый друг,
Он обнюхал все вокруг
Стол, диван, журнал и книжку.
Он еще совсем малышка.
Лает громко как звонок,
Ну конечно, он — щенок! (Л. Луканова)
Закрепление звука в слогах
«Проведи Рекса к буквам и обратно».
На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра, и обратно (арррр).
Закрепление звука в словах, словосочетаниях
Упражнения с дидактической игрой «Половинки» :
1. «Чего не стало?»
Перед ребенком выкладываются половинки картинок, он собирает и называет их одним словом в именительном падеже.
Инструкция 1: «Собери и назови картинки». (Роза, рак, корова)
Затем картинки по очереди убираются со стола, ребенок называет, какой картинки не стало.
Инструкция 2: «Назови ту картинку, которую спрятал Рекс» (Нет розы, нет рака, нет коровы).
2. «Один – много».
Инструкция: «Собери картинки. Как называются эти предметы, когда их много?» (одна пирамида – много пирамид, один карандаш – много карандашей).
3. «Лилипуты».
Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну лилипутов, где всё очень маленькое. Назови, как называется этот предмет в стране лилипутов (маленький?» (рыба – маленькая рыбка, торт – маленький тортик).
4. «Великаны».
Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну великанов, где все предметы очень большие. Назови, как называется этот предмет в стране великанов (огромный?» (руки – огромные ручищи, забор – огромный заборище).
5. «Какой предмет?»
Инструкция: «Собери картинки. Расскажи Рексу, какой это предмет». (Деревянный, острый, длинный карандаш; смелая, хищная, пятнистая рысь).
6. «Посчитай-ка».
Инструкция 1: «Собери картинки. Посчитай эти предметы до пяти, загибая пальцы». (Один барабан – два барабана – три барабана – четыре барабана – пять барабанов).
Инструкция 2: «А теперь посчитай в обратном порядке, разгибая пальцы – от пяти до одного». (Пять барабанов – четыре барабана – три барабана –два барабана – один барабан»).
Рефлексия
- Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась? В какую игру тебе было сложно играть и почему?
Положительная оценка работы ребенка / детей
Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.