Щепелина Ольга Васильевна
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш] у детей 6 лет с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука [Ш], ощущения положения органов артикуляции;
- упражнение в правильности произнесения звука [Ш];
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука [Ш] ;
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш] у детей 6 лет с ТНР» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: картинки «Артикуляционная гимнастика», картинка артикуляционного уклада звука [Ш], схема характеристики звука.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуй! Я рада тебя видеть! Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие? Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
2. Постановка цели занятия
Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].
3. Артикуляционная гимнастика
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.
4. Постановка звука:
Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука [Ш]
• губы несколько вытянуты вперёд;
• кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы, но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
• посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
• голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки». Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук [Ч], который должен перейти в [Ш]. Начинаем подражать сердитой змее: «шшшшшш».
5. Анализ артикуляции
• В каком положении находятся губы?
• В каком положении находятся зубы?
• Где находится кончик языка?
• Где находятся края языка?
• Какая струя воздуха выходит изо рта?
6. Закрепление изолированного произнесения звука [Ш]
А теперь мы с тобой поиграем.
Игра «Маша и змея». Маша ходила по лесу, собирала грибы. Заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
7. Речевая деятельность. Голосовое упражнения на интонационную выразительность речи.
А тебе нравится моя Змейка? Она красивая, длинная, тонкая.
Давай скажем фразу: АХ, КАКАЯ КРАСИВАЯ ЗМЕЙКА! – радостно, восклицательно, на одном дыхании.
А теперь давай удлиним фразу:
АХ, КАКАЯ КРАСИВАЯ ДЛИННАЯ ЗМЕЙКА!
Еще удлиним, но все равно будем говорить на одном дыхании:
АХ, КАКАЯ КРАСИВАЯ, ДЛИННАЯ, ТОНКАЯ ЗМЕЙКА!
Молодец! Змейке очень понравилось, что ты ее хвалишь.
8. Развитие фонематического слуха, игра «Поймай звук»
а). Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
б). Буду называть разные слоги, как только услышишь звук Ш – хлопай в ладоши, лови звук!
ТА-ША-КА-НА
ПО-РО-ШО-СО
МЕ-ШЕ-РЕ-СЕ
ШУ-ТУ-ДУ-ВУ
НЭ-ПЭ-КЭ-ШЭ
9. Домашнее задание
Подумай и придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится в начале слова и в конце слова.
10. Итог занятия
-Сегодня на занятии мы побывали в лесу, встретили Маш, Медведя и учились шипеть, как змея и это здорово у тебя получилось!
-Так какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику: Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).
-Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Ты сегодня очень старалась, молодец!