Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Звук [ц].
Цель:
автоматизировать изолированный звук [ц].
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении изолированного звука [ц];
- активизировать словарный запас по теме: «Насекомые».
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация изолированного звука [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия:
закрепление.
Этап работы:
автоматизация звука.
Организационная форма проведения:
индивидуальная.
Возраст ребёнка:
6 лет.
Оборудование:
индивидуальное зеркало, цветок одуванчик (макет или искусственный цветок), игрушки: цыплёнок и курица.
Лингвистический материал:
звук [ц].
План проведения занятия:
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик».
4) Игра «Песенка сверчка».
3. Динамическая пауза «Вышла курочка гулять».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Узнай насекомое».
2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [ц]».
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
На столе учителя-логопеда находится игрушечный цыплёнок. Ребёнок заходит в кабинет. Учитель-логопед обращает его внимание на цыплёнка.
Учитель-логопед:
- Посмотри, кто к нам пришёл. Правильно, это цыплёнок. Посмотри, какой он маленький. Наверное, он заблудился. Пусть цыплёнок побудет с нами, пока его мама-курица не найдёт его.
- Подумай и ответь, с какого звука начинается слово «цыплёнок». Правильно, слово «цыплёнок» начинается со звука [ц]. Скажи, над каким звуком мы будем работать на занятии. Правильно, над звуком [ц].
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).
- Научим цыплёнка выполнять артикуляционную гимнастику.
Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Чистим зубки», «Лопатка», «Желобок», «Накажем непослушный язычок» перед зеркалом.
2) Пальчиковая гимнастика «Цыплята» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять.
Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Раз – цыплёнок на крыльце,
Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.
Два – ещё сидит в яйце,
Три – цыплёнок самый
смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыплёнок,
Загнув мизинец, прижимать кулачки друг
к другу.
Кушать захотел спросонок.
Стучать указательным пальцем правой
руки по левой ладони.
3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик».
Учитель-логопед:
- Выполним дыхательную гимнастику.
Взять в правую руку цветок. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом, как бы сдувая пушинки с одуванчика. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
4) Игра «Песенка сверчка» (на автоматизацию изолированного звука [ц]).
Учитель-логопед:
- А теперь поиграем в игру «Песенка сверчка».
Встретились как-то два сверчка: старый и молодой. И решили они спеть песенку. Старый сверчок поёт медленно (произносить звук [ц] отрывисто, но медленно: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). А молодой сверчок поёт быстро (произносить звук [ц] отрывисто, но быстро: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). Проигрывать ситуацию несколько раз.
3. Динамическая пауза «Вышла курочка гулять».
Учитель-логопед:
- Поиграем с цыплёнком в игру «Вышла курочка гулять».
Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:
Вышла курочка гулять
(ходьба на месте) ,
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами обеих рук) ,
А за ней ребятки -
Жёлтые цыплятки
(бег на месте).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопки в ладоши) ,
Не ходите далеко
(ходьба на месте).
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1) Игра «Узнай насекомое».
Учитель-логопед:
- Цыплята любят кушать различных насекомых. Поиграем с цыплёнком в игру «Узнай насекомое». Я буду произносить звуки, которые издаёт то или иное насекомое, а ты угадаешь, кто это.
- Ззззззз… (комар).
- Ццццццц… (сверчок).
- Ззззззз… (муха).
- Жжжжжжж… (жук).
- Ззззззз… (пчела).
2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [ц]».
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [ц]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [ц], хлопай в ладоши.
- [с], [ш], [ч,], [ц], [с,], [з,], [ш,], [ц], [з], [с], [ж], [ц], [с,], [ш], [з,], [с], [ц], [ш,], [ч,], [ц].
- Молодец. Ты справился с заданием.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Посмотри, кто это сидит на подоконнике. Правильно, это курица. Наконец-то она нашла своего цыплёнка! Нашим гостям пора возвращаться домой. Попрощайся с ними.
- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ц])
Использованная литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Цоколочки. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2011.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.