Людмила Дурнева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать правильное речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• упражнять в согласовании существительных с числительными;
• развивать умение составлять правильные предложения из деформированных, подбирая слова по смыслу.
4. Воспитательные:
• формировать навык самоконтроля за собственной речью, развивать познавательную активность;
• воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции.
Оборудование: игрушка (мышонок Мыш, схема артикуляции звуков, сигнальный фонарик, карточки «Артикуляционная гимнастика в картинках», пособие «Колючие дорожки»- 2 шт., мнемотаблицы чистоговорок, дыхательный тренажер, предметные картинки со звуком (Ш, воздушные шарики, «Где спрятался звук?» -игровое лото, цифры 1,2,5.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед : Отгадай загадку и ты узнаешь, кто пришел к нам в гости.
Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь). (показываю мышку). Правильно к нам пришел мышонок Мыш. Какой знакомый нам звук есть в имени Мыш? (Звук [Ш]). Правильно, Мыш хочет научиться правильно и красиво говорить, и сегодня мы ему покажем, как мы учимся произносить звук [ш]. Логопед : Чтобы у нас все получилось давай вспомним правила красивой речи: Каждый день всегда, везде – На занятиях, в игре – Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим, Говорим всегда красиво, Четко и не торопливо.
2. Характеристика звука.
Логопед выкладывает на стол схему звука [ш].
Логопед : Расскажи Мышу, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Губы - округляются, зубы - сближены, язык - поднят «чашечкой» к небу, воздушная струя - теплая).
- Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный, твердый).
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед : Давай вместе с Мышем сделаем артикуляционную гимнастику.
(используем карточки «Артикуляционная гимнастика в картинках»)
«Заборчик». «Хоботок».
«Обними языком верхнюю губу».
«Качели».
«Вкусное варенье». «Чашечка» «Лошадка»
Упражнение на развитие длительного и сильного выдоха - «Подуем на шарик» (используем тренажер для дыхания) Помни: щёки мы не раздуваем, плечи не поднимаем.
4. Упражнение в произношении звука «Ш»
- «Как шуршит мышонок?» - произношение прерывистого звука ш-ш-ш.
- «Как лес шумит?» - длительное произношение звука ш-ш-ш.
5. Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук по массажной дорожке иппликатора Кузнецова.
Логопед : Давай с мышонком поиграем, по колючей дорожке погуляем.
Мышонок весело шагает, ( Указательные и средние пальчики обеих Мышонок слоги называет: рук как ножки шагают по дорожке) ша – шо – шу – ши - ше аш – ош – уш – иш - эш.
6. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики». Мыш приготовил несколько игр, давай с ним поиграем.
Логопед : Подними фонарик, если услышишь в слове звук «Ш» : шар, синий, шипит, хвостик, воздушный, камыш, кошка, небо, малыш, шуба.
7. Закрепление звука [ш] в словах
Логопед : Мыш принес картинки. Посмотри и возьми картинки со звуком «ш». (ребенок собирает картинки и проговаривает названия предметов).
Игра «Посмотри и назови»
( предметные картинки : кукушка, штаны, лукошко, чашка, лягушка, шапка, душ, карандаш)
8. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Игра «Где спрятался звук?
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
Л: Перед тобой три окошка, в которых живут картинки. Поможем найти им свое окошко (ребенок распределяет картинки по местам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).
9. Физминутка. Мышонок устал и предлагает отдохнуть, поиграем с ним.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
10. Игра «Посчитай-ка».
Логопед : А сейчас мы научим мышонка считать.
( согласование существительных с числительными: 1 лягушка, 2 лягушки, 5 лягушек, лукошко, шапка, карандаш, кошка)
Игра «Жадина»
(согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными, картинки: лукошко, ландыши, шапка, мешок.
11. Игра «Путаница» - Мыш перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения и исправь ошибки.
Мошка ловит лягушку.
Наша мышка поймала кошку.
Камыши сидят в лягушке.
Паша надел голову на шапку.
Ландыши нашли Машу.
В картошку положили мешок.
12. Автоматизация звука в словосочетаниях.
Упражнение «Какой? Какая? Какие?»
Логопед : Мышонок не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ему. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].
Каша из пшена какая? – Пшенная каша.
Сок из вишни какой? – Вишневый сок
Из шерсти шапка какая? – Шерстяная шапка.
Повидло из груш какое? – Грушевое повидло.
Конфеты из шоколада какие? - Шоколадные конфеты.
13. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.
Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.
Логопед : Посмотри, что принес Мыш, но он ни как не может понять, что обозначают эти картинки. Давай ему поможем разгадать их, расскажем чистоговорки.
Ребенок рассказывает чистоговорки по мнемотаблицам
У Мишки шишки, шишки у Мишки
Наша Маша под душем моет шею и уши.
14. Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру с Мышем ты хотел бы ещё раз поиграть?
- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук (Ш).
Мышонку понравилось с тобой играть. Чтобы ты о нем не забывал, он приготовил тебе сюрприз со звуком (Ш). Мышонок дарит тебе воздушные шары.