Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Звук [ч].
Цель:
автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [ч] в середине слов;
- совершенствовать навык словообразования;
- активизировать словарный запас по теме: «Животные и их детёныши».
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия:
закрепление.
Этап работы:
автоматизация звука.
Организационная форма проведения:
индивидуальная.
Возраст ребёнка:
6 лет.
Оборудование:
индивидуальное зеркало, картинки на тему: «Животные и их детёныши» (заяц – зайчонок, кролик – крольчонок, волк – волчонок, белка – бельчонок, собачка Жучка (игрушка, мячик, цветок одуванчик (макет или искусственный цветок).
Лингвистический материал:
слова, в том числе насыщенные звуком [ч], на тему: «Животные и их детёныши» (заяц – зайчонок – зайчата, кролик – крольчонок – крольчата, волк – волчонок – волчата, белка – бельчонок – бельчата; лиса – лисёнок – лисята, медведь – медвежонок – медвежата; овечка, уточка, курочка, собачка, кошечка, лисичка, белочка).
План проведения занятия:
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Пчёлки».
3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик».
4) Игра «Назови детёныша».
3. Динамическая пауза «Чики-чики-чикалочки».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Назови ласково».
2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
В кабинете учителя-логопеда находится собачка Жучка.
Учитель-логопед:
- Посмотри, кто пришёл к нам в гости. Это собачка Жучка. Научим её упражнениям, которые мы с тобой умеем выполнять.
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
- Покажем собачке Жучке, как нужно выполнять артикуляционную гимнастику.
Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашечка» перед зеркалом.
2) Пальчиковая гимнастика «Пчёлки» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Научим собачку Жучку выполнять пальчиковую гимнастику.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Пчёлки».
(Левая рука стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На правой руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руки, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз, два, три, четыре, пять!
3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик» (на развитие речевого дыхания).
Учитель-логопед:
- Научим собачку Жучку выполнять дыхательную гимнастику.
Взять в правую руку цветок. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом, как бы сдувая пушинки с одуванчика. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
4) Игра «Назови детёныша» (на совершенствование навыка словообразования).
Учитель-логопед:
- Собачка Жучка принесла тебе картинки и мячик. Рассмотрим картинки. (Учитель-логопед выкладывает сначала картинки с изображением взрослых животных: заяц, кролик, волк, белка.) Перед тем, как увидеть другие картинки, мы поиграем в игру «Назови детёныша». Я тебе бросаю мяч и называю животное. Ты бросаешь мне мяч и называешь детёныша этого животного.
Заяц – зайчонок
Кролик – крольчонок
Волк – волчонок
Белка – бельчонок
- Молодец! Справился с этим заданием.
- А теперь посмотрим картинки с изображением детёнышей животных. Соедини картинки так, чтобы вместе оказались одинаковые животные: взрослое животное и его детёныш.
- Молодец! Ты правильно соединил картинки.
3. Динамическая пауза «Чики-чики-чикалочки».
Учитель-логопед:
- Собачка Жучка устала сидеть. Подвигаемся немного.
Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:
Чики-чики-чикалочки –
(Ноги вместе, подскоки.)
Едет гусь на палочке,
(Одна нога вперёд, подскоки.)
Уточка – на дудочке,
(Шагать «утиным шагом».)
Петушок – на будочке,
(Передвигаться, семеня ногами.)
Зайчик – на тачке,
(Прыжки, руки перед грудью.)
Мальчик – на собачке.
(Бег на месте.)
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1) Игра «Назови ласково» (на совершенствование навыка словообразования).
Учитель-логопед:
- Научим собачку Жучку играть в игру «Назови ласково». Я бросаю тебе мяч и называю животное. Ты бросаешь мне мяч и называешь это животное ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Начинаем игру.
Овца – овечка
Утка – уточка
Курица – курочка
Собака – собачка
Кошка – кошечка
Лиса – лисичка
Белка – белочка
- Молодец! Ты справился с этим заданием.
2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]» (на совершенствование фонематических процессов).
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]». Я буду произносить слова – наименования животных, а ты слушай внимательно. Если услышишь в слове звук [ч], хлопай в ладоши.
Заяц – зайчонок – зайчата
Медведь – медвежонок – медвежата
Кролик – крольчонок – крольчата
Волк – волчонок – волчата
Лиса – лисёнок – лисята
Белка – бельчонок – бельчата
- Молодец. Ты справился с заданием.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ч])
- Собачке Жучке пора возвращаться домой. Попрощайся с ней.
Использованная литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
6. Лапп Е. А. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.