Елена Иноземцева
Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука [Ш] по сказке «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление и автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в умении правильно произносить звук [ш].
- закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш].
- совершенствовать артикуляционный уклад звука [ш].
- активизировать словарь.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие речевое дыхание;
- развитие фонематические процессы.
- формирование умения согласовывать существительные с числительными;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука [Ш] по сказке „Теремок“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- формирование умения образовывать относительные прилагательные;
- развитие мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
- воспитывать интереса к занятиям.
Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений, пальчиковый театр «Теремок», картинки к заданиям.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Посмотри, к нам сегодня на занятие пришла мышка и не с пустыми руками. Она принесла шарик. Какой первый звук в слове шарик? [ш]. Сегодня мышка будет помогать тебе правильно произносить звук [ш]. Давай для начала немного разомнемся вместе с ней.
2. Развитие мелкой моторики (с мячиком су-джок).
Пляшут мышки-шалунишки
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише мышки
Не мешайте спать братишке.
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить звук [ш], давай выполним гимнастику, а мышка будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку, а потом повторяй упражнение за мной.
Раз окошечко открыли, (окошко)
Два - мы дудочку купили, (трубочка)
Три – в улыбке наши губки, (улыбка)
На четыре чистим зубки, (чистим зубки)
Пять – мы моем потолок, (маляр)
Шесть лошадка скок да скок, (лошадка)
Семь – варенье очень любим, (вкусное варенье)
Восемь - горку делать будем, (горка)
Девять – дружно мы болтаем, (индюк)
Десять - ротик закрываем.
4. Характеристика звука.
Возьми зеркало и произнеси звук [ ш ].
Что делают наши губы? (вытягиваются трубочкой)
Где находится язык? (за верхними зубами)
Какой он – узкий или широкий? (широкий, чашечкой)
Как проходит воздушная струя? (с преградой)
Как мы называем звук при произнесении которого воздушная струя на своем пути встречает преграду? (согласным)
Звук [ ш ] всегда твердый.
Ладошкой закрой уши и произнеси звук [ ш ].
Что ты слышишь? (слышу только шум).
Почему? (нет голоса)
Если голос у нас спит, звук [ ш ] – какой? (глухой)
А теперь повторим: звук [ш] – согласный, твердый, глухой.
5. Автоматизация звука [ш] в слогах.
А сейчас мы с тобой отправимся в сказку с нашей мышкой.
Стоит в поле теремок. Бежит мимо Мышка-норушка. И лапки у неё шуршали: ш-ш-ш-ш. Зашла она в теремок и стала там жить. Но сначала надо порядок навести. Взяла мышка веник и стала подметать, а мы ей поможем: ша-ша-ша шу-шу-шу шо-шо-шо ши-ши-ши
ша-шо-шу шо-шэ-ши шку-шка-шко шо-шу-ша шэ-ши-шо шту-шта-што шу-ша-шо ши-шо-шэ шпу-шпа-шпо
6. Автоматизация звука [ш] в словах. Шла мимо Лягушка – квакушка захотелось ей тоже в теремочке пожить. Мышка её пустила. Зашла лягушка и вот что увидела в теремке : Договори слог – шок и произнеси получившееся слово: ме, поро, лопу, гор, пу., реме, гребе.
В это время скачет мимо Зайчишка – трусишка. Скачет и слова повторяет. Повторяй вместе с ним: шапка, шишка, шахматы, шар, шоколад, шлем, штаны, шайба, шатёр, шёпот, шов, шорты, шёлк, шуба, шум, шутка, шипы, шины, шкаф. Попросился зайчик тоже в теремке пожить. Стало их трое.
7. Физ. минутка.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
8. Согласование существительных с числительными.
Шла Лиса-краса. Спрашивает: «Кто в теремочке живёт?» Назови лисе животных, которые живут в теремке.
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчишка-трусишка. А я Лиса-краса, пустите меня жить. Я вам гостинцы принесла.
Назови и посчитай подарки, которые принесла лиса. (выставляются картинки – кошка, кукушка, малыш, лягушка, груша.
Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.. Стали они вчетвером жить.
9. Образование относительных прилагательных.
Пришёл Серый волк, несёт мешок. Выставляются картинки. А в мешке у него: каша из пшена (какая) - пшённая каша, галоша из резины — резиновая галоша, шарф из шерсти — шерстяной шарф, подушка из пуха – пуховая подушка, кувшин из глины – глиняный кувшин, шуруп из металла – металлический шуруп, шуба из меха – меховая шуба, рубашка из ситца – ситцевая рубашка, карандаш из дерева – деревянный карандаш
Стал и волк в теремке жить. Стало их пятеро.
10. Развитие фонематического слуха.
Идет мимо Мишка-шалунишка. Пока он шёл стихи сочинял, но все перепутал. Надо ему помочь.
Мы с другом играли в (чашки, пили чай из белой (шашки). Вылезла из норки (шишка, на неё упала (мышка). В воздухе летала (кошка, молоко лакала (мошка). На столе стояла (кошка, на полу сидела (плошка).
11. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Полез медведь в теремок. Теремок и развалился. Делать нечего — пришлось новый строить. Но для этого нужны брёвна. А чтобы их получить произнеси предложения. (За каждое правильно произнесённое предложение ребенок получает палочку.)
Малыши шумят. Шапка на шкафу. На вешалке шуба. Дедушка нашёл мешок. Даша купила шампунь. Кошка поймала мышку. Я ношу тёплую шубу. У Маши шёлковый платок. Миша надел шапку. У Наташи шары.
Построили звери теремок лучше прежнего, и стали жить-поживать и добра наживать.
12. Итог. Понравилась тебе сказка? Какой звук помогал нам рассказывать эту сказку? Сегодня ты был молодец, мышка дарит тебе за это шарик.