Татьяна Алферова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи:
1. образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие звука в словах;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными,
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [С] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], предметные картинки для автоматизации звука [с] и лексико–грамматической работы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Почтальон принес тебе конверт и просил открыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это! В нем еще конверт, какого он цвета? (уточнить цвет конверта) А в этом конверте. какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
II. Артикуляционная гимнастика.
(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель - логопед)
1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение «Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка» : улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение.
«Лягушка» (стихотворение читает учитель - логопед) :
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.
2. Попрощался Язычок с Лягушкой, идёт, песенку напевает.
Описание упражнения «Песенка язычка» : улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами –пя- пя- пя (под счёт до десяти).
«Песенка язычка» (пя- пя – пя)
3. Проходит мимо футбольного поля, решил поиграть с ребятами в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?» : улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель - логопед) :
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
4. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка» : открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то может получиться звук С.
«Горка» (стихотворение читает учитель - логопед) :
Сани, сани едут сами
Через горы и леса
Едут сани – чудеса.
III. Работа по теме занятия.
1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
(уточнить цвет конверта, (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему прочитать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
( Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса — с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.
2. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах : фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
3. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
3.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кричит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы», и эхо его спросило «Сы»?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су», и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем - десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.
3.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Взял в руки почитать журнал. Помоги ему назвать картинки из журнала. В названии каких картинок нет звука [с]? Назови их.
4. Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком санки, сабли, ос.
(следи за произношением звука [с]).
IV. Подведение итогов (ответы вывешиваются на доску.).
1. Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.