Наталья Вагина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах.
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в слогах, в словах.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Р];
- учить определять место звука в словах;
- автоматизировать звук в речи;
- закреплять ранее пройденный материал.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Коррекционно-развивающие:
- развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- формировать навык самоконтроля за собственной речью;
- развивать воздушную струю;
- закреплять навыки слогового анализа и синтеза;
- расширять словарный запас учащегося;
- развивать внимание.
Воспитательные:
- воспитывать культуру взаимоотношений, формировать навыки речевого общения;
- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: индивидуальное зеркало, дидактическое пособие «Тучка», картинный материал на звук [Р], мяч – ёжик, пазл на автоматизированный звук, дидактическое пособие «Слоговые пазлы», артикуляционная гимнастика в картинках.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, Андрей! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайся с нашими гостями.
Давай соберем пазл и посмотрим, с каким звуком будем работать на занятии.
Молодец! Спой песенку «большого моторчика» : Р – Р – Р…
Сегодня мы будем с тобой продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах и в словах. Что ты можешь рассказать о звуке [Р]? (согласный, звонкий, твердый)
1. Дыхательная гимнастика.
-Какое время года сейчас?
-Какие природные явления характерны для этой поры?
- Представь, что ты стоишь на улице под зонтом и с твоего зонтика капают капли дождя на землю. Тебе очень хочется сдуть их. Подуй на них.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Давай вспомним, как мы произносим звук (р? Расскажи о положении языка при произнесении звука. (кончик языка касается бугорочков за верхними зубами, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, по середине языка идет сильный воздух, и кончик языка дрожит). На что похож язык? (на ложечку). (показ рукой)
Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].
Выполнение упражнений перед зеркалом.
1. «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
2. «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.
3. «Грибок»
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.
4. «Лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.
3. Звукобуквенный анализ
-назови картинки и скажи, есть ли в названиях звук «Р» и где он спрятался в середине, в конце или в начале слова (работа с картинками).
4. Коррекция мелкой моторики пальцев рук
Разминочные упражнения с мячом-ежиком.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
5. Слоговый анализ и синтез.
- Я буду тебе называть слова, а ты попробуй посчитать сколько слогов в слове : раковина, парад, рыжик, карамель, командир.
- Теперь давай соберем из слогов различные слова :
Ват-руш-ка – ватрушка, ко-ри-дор – коридор, ко- ро-на – корона, ра-ке-та – ракета.
6. Игра «Сломанное слово».
– Послушай: РАК – РОЗА. А теперь АК – ОЗА. Какой звук потерялся? Я буду произносить «сломанное» слово – без звука [Р], а ты починишь слово и произнесешь его полностью.
. ОСА,. ЫБА,. УЧКА,. АМА,. АНЕЦ,. УБАХА,. УКА,. АБОТА.
7. Итог занятия.
- Над каким звуком мы сегодня работали?
- Вспомни упражнения которые тебе помогали произнести этот звук.
- В каких словах звучал этот звук?