Виктория Канунникова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [л] и буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия с Аленой П., 8 лет, с логопедическим заключением:
«Системное недоразвитие речи легкой степени»
Звук и буква Л.
Автоматизация звука [Л’] в словах
Подготовил учитель-логопед: Канунникова В. С.
Цели:
• нормализация артикуляционной моторики;
• знакомство со звуком и буквой Л;
• автоматизация звука [Л’] в словах.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звук [л] и буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Задачи:
• отрабатывать артикуляционные упражнения «Заборчик», «Окошко», «Почистим зубки», «Маляр», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Барабанчик»;
• закреплять навык произношения изолированного звука [Л];
• автоматизировать [Л’] в словах;
• закреплять графический образ буквы Л;
• развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
• развивать дыхание;
• развивать фонематический слух;
• формировать грамматический строй речи;
• формировать умение соотносить количество предметов с числом.
Оборудование: зеркало; бегемот Жужа (игрушка); артикуляционная гимнастика «Гусеница»; дятел на палочке (игрушка); игра на развитие дыхания «Футбол»; дидактический материал для автоматизации звука [Л’] в словах»; математический планшет; Су-джок шарик; настольный звонок; картинки грузовых машин с цифрами 1,3,6; счетный набор груш.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Алена. Сегодня мы на занятии будем не одни, а с гостем. Ты узнаешь, что это за гость если отгадаешь загадку. Слушай внимательно:
В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный… (Бегемот)
Алена: Бегемот
Логопед: Правильно, это бегемот будет сегодня с нами выполнять гимнастику для язычка, а еще он приготовил нам много интересных заданий. Начнем?
Алена: Да.
2. Основная часть.
Логопед: Сначала нам нужно выполнить гимнастику для язычка. А бегемотик нам в этом поможет, будет выполнять задания вместе с нами.
- Посмотри внимательно, кого же бегемотик принес с собой выполнять гимнастику, что это за насекомое (гусеница).
Алена: Гусеница.
Логопед: Правильно, нам нужно выполнять упражнения и сделать длинную гусеницу.
2.1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Смотрим в зеркало и если не знаешь, как делать упражнение, то смотри на бегемота – он тебе подскажет. Первое наша упражнения – это «окошко», покажи, как мы умеем открывать и закрывать ротик. Далее сделай красивый «заборчик», а теперь сделай «лошадку», «лошадка» у нас быстро переходит в «грибок». Покажи, пожалуйста, как мы с тобой «почистим верхние зубки». А теперь давай сделаем «маляр», а потом мы покачаем наш язычок на «качелях». Алена, а ты любишь варенье? Давай представим, что наша верхняя губа намазана вареньем, слизывай «вкусное варенье». Алена, а ты помнишь, как гудит пароход? Давай погудим с тобой, как гудит «пароход». А затем постучим как «барабанчик». А что еще у нас может так стучать? (дятел). Вот давай и мы с тобой будет стучать также как наш дятел.
2.2. Дыхательная гимнастика
Логопед: Еще наш бегемотик любит играть в футбол. Необходимо задуть мяч в ворота. Сыграем с его любимую игру?
Алена: Да.
(Выполнение игры на развитие дыхания «Футбол»).
2.3. Автоматизация звука [Л’] в словах
Логопед: Далее бегемотик предлагает нам вспомнить сказку. И с какой же сказки этот персонаж и чем закончилась сказка? (лиса, она съела колобка). А мы постараемся изменить сказку и помочь колобку, не дадим хитрой лисе его съесть. Нам нужно правильно назвать картинкм со звуком [Л’], чтобы лиса не съела колобка.
(Называние изображений со звуком [Л’]: улитка, туфли, лейка, лев, будильник, кастрюля).
Логопед: Молодец, мы спасли колобка:
2.4. Закрепление графического образа буквы Л
Логопед: Звук мы произнесли правильно, но каждому звуку принадлежит своя буква. Как же выглядит эта буква? Давай сделаем букву Л с помощью резиночек.
(Выкладывание буквы Л с помощью математического планшета).
Логопед: Молодец, но не забывай, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
2.5. Динамическая пауза
Логопед: Давай с тобой немного отдохнем и поиграем с нашими ежиками. Слушай внимательно стихотворение и повторяй движения:
Этот шарик не простой!
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать!
(Движения соответствуют тексту).
2.6. Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук!»
Логопед: Теперь бегемотик хочет проверить какие внимательные твои ушки и предлагает сыграть в игру «Поймай звук!». Нажми на звоночек, когда услышишь звук [Л’].
(Ребенку необходимо выделить определенный звук среди других звуков речи).
2.7. Игра «Грузовички», направленная на формирование умений соотносить количество предметов с числом
Логопед: Посмотри какое задание нам еще приготовил бегемотик. У нас есть 3 машины. Каждая машина должна повести разное количество груш. Сколько груш повезет первая машина? Сколько груш повезет вторая машина? Сколько груш повезет третья машина? Отвечай полным ответом.
(Ребенок соотносит количество предметов с числом, написанным на грузовике).
3. Подведение итогов.
Логопед: Алена, а чем отличаются буквы от звуков?
Алена: Звуки мы слышим, а буквы мы видим.
Логопед: Какое задание бегемотика тебе понравилось выполнять больше всего?
Алена: Мне понравилось больше всего задание…. (ответ ребенка).
Логопед: Отлично! Значит бегемотик будет чаще приходить к нам в гости.