Ирина
Развитие речи у детей младшего возраста посредством нетрадиционной техники рисования «Эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие (рисование) –это первая деятельность, которой ребёнок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму.
Рисование-одно из самых любимых занятий детей. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться и имеет весомое влияние на развитие речи. Что является нашей основной задачей. Как же связана речь ребёнка и рисование?
Рисование стимулирует развитие восприятия в детском возрасте, заставляя ребенка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию мышления, так как все психические процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Таким образом, по рисункам ребенка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.
Особенно большое значение заключается в связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. В раннем возрасте ребёнок, когда рисует он проговаривает свои действия-какой объект он изображает, какого размера, какого цвета, какие детали присутствуют в объекте и т. д. Это позволяет ребёнку осознавать свои действия и координировать их. При этом взрослые конечно же должны внимательно слушать рассказы детей о своих рисунках, задавать наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.
Рисование влияет на развитие речи у детей следующим образом:
• Улучшение мыслительных процессов. Ребёнок создаёт сюжеты и истории в своём воображении, что способствует развитию способности к планированию и организации мыслей. Это может помочь в формировании логической и связной речи.
• Развитие моторики речевых органов. Рисование требует координации руки и глаза, что способствует развитию моторики речевых органов. Это важно для формирования правильного артикуляционного аппарата, что может повлиять на чёткость и ясность произношения слов.
• Обогащение словаря. В процессе рисования дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и использовать их в своей активной речи. Когда ребёнок рисует, он часто описывает свои творения словами. Это помогает ему устанавливать связь между визуальными образами и соответствующими словами или фразами. Таким образом, рисование стимулирует развитие словарного запаса и способствует более эффективному использованию языка.
• Стимуляция творческого мышления. Рисование поддерживает творческое мышление у ребёнка, что может стимулировать его к использованию необычных или метафорических выражений в речи. Это способствует развитию креативного мышления и способности к выразительному искусству, что может привести к более богатой и разнообразной речи.
• Повышение уверенности в себе. Успехи в рисовании и способность передать свои мысли и идеи через рисунок увеличит уверенность ребёнка в себе. Это может отразиться на его коммуникативных навыках, помогая ему чувствовать себя более комфортно при общении и выражении своих мыслей словами.
Все вышеперечисленное помогло мне в выборе направления рисованию в технике «Эбру» для своих воспитанников.
Что же такое Эбру?
Эбру переводится как (воздушные облака)-это техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую, плотную основу (дерево, ткань, керамику, кожу). Техника «Эбру» очень выигрышна тем, что человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза может создать что-то красивое.
Меня заинтерисовал этот вид искусства, я изучила много материала в данном направлении, и решила привлечь детей своей группы к работе в этой технике.
И сейчас хочу поделиться с вами своим небольшим опытом работы в этом направлении.
С детьми своей группы мы занимаемся этим видом нетрадиционной техники рисования второй год (начали работу с раннего возраста).
Начала свою работу с детьми с того, что мы пробовали переносить незамысловатый узор, созданный каждым индивидуально, на различную поверхность (бумага, разукрашивание деревянных кубиков).
Сам рисунок на воде выглядит немного по другому (можно сказать блекло). После переноса изображения с воды на лист бумаги изображения получаются очень яркими и необычными. А так как рисунок переносится на бумагу в зеркальном отображении, то это ещё один момент который очень восхищяет детей. Их реакция просто удивительная.
В этой технике дети полностью раскрывают себя здесь нельзя ошибиться потому, что в любом случае получится яркая картина. Пусть она не содержит ещё какого-либо образа, сюжета, но когда дети видят это яркое разнообразие красок и понимают что это создано ими, они воодушевляются и восхищяются своими яркими работами. И у них появляется желание рисовать и рисовать снова и снова.
При этом техника сама очень сложная, требующая концентрации внимания, ловкости рук, отточенной координации движения. Поэтому в основном мы использовали эту технику как разукрашивание объектов.
Например мы разукрашивали цветы. Дети разукрасили воду после чего краску перенесли на цветочки получились яркие разноцветные цветы. Также мы окрашивали яйцо, когда готовили работу на выставку к «Пасхе». Разукрашивали листья для осеннего дерева.
Некоторые детки уже понимают ту грань, которую нужно уловить в процессе нанесения краски на воду и благодаря этому они уже готовы перейти на следующую ступень – изображать конкретный образ.
В процессе использования техники «Эбру» дети стали более уверенные в своих действиях они с удовольствием ждут очередного занятия, хвалятся друг другу какой получился рисунок или узор, постоянно обсуждают свои действия. Занимаясь рисованием в этой технике можно и нужно говорить, что это никак не мешает, а только помогает образовательному процессу. Да, хоть «Эбру» мы занимаемся в свободное время тем не менее это полноценный образовательный процесс. Перед началом нашей деятельности мы с детьми обязательно проводим пальчиковую гимнастику и вспоминаем слова, которые используются при рисовании в технике «Эбру», (растяжка капель, перенос рисунка, пипетка, игла, гребень, ну и т. д.) То есть вспоминаем предметы чем будем пользоваться во время нашей деятельности. В процессе рисования дети развивают мышление, пополняют словарный запас, развивают моторику рук и всё это входит в средства развития речедвигательного аппарата.
Сегодня я вам рассказала об одном средстве развития у детей речи – это рисование. Хотелось бы добавить что зачастую во время рисования я включаю детям спокойную музыку. Это ещё один плюсик в развитии речи т. к. она способствует развитию фонематического слуха, и в то же время ни как не мешает творческому процессу.
На этом у меня всё, будьте смелее познавайте новое и развивайтесь вместе с детьми.
Спасибо за внимание!