Никанорова Светлана
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж» во 2 классе
Конспект группового
логопедического занятия во 2 классе
на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж»
Цель занятия:
развивать слуховую дифференциацию звуков [Ж]-[Ш] в словах, предложениях и тексте;
развивать умение соотносить звуки Ж-Ш с буквами Ж-Ш;
развивать фонематический слух;
расширять словарный запас;
развивать внимание, логическое мышление;
Публикация «Конспект группового логопедического занятия „Дифференциация звуков и букв Ш-Ж“ во 2 классе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
воспитывать самоконтроль;
совершенствовать оптико-пространственные представления;
закреплять умение правильно оформлять и записывать предложения;
работать над согласованием слов в предложении;
закреплять навык чтения.
Оборудование:
картинки с изображением мальчика и девочки;
предметные картинки, в названии которых есть звуки [Ж] и [Ш];
карточки для игры «Филлворд»;
записи на доске: буквы Ж и Ш; игра «Паутинка»; текст с пропущенными буквами;
запись в тетради.
Ход занятия
1. Определение темы занятия.
Здравствуйте, ребята! Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [Ж]?
Жизнь природы интересна,
Много в ней нам не известно.
Почему у рыбы жабры?
Почему в болоте жабы?
Почему цветет жасмин?
В небе – журавлиный клин?
И зачем желток с белком!
Буква Ж – для нас легка,
Ее вид напоминает
Паука или жука.
Кто же этого не знает!
А сейчас прослушайте еще одно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [Ш]?
Над шитьем швея склонилась,
Шаль с ее плеча спустилась,
Взмах иглы и снова – взмах,
Шелк шуршит в ее руках.
Щедр к шипящим наш язык:
Шоколад, щебет, шашлык,
Шея, шарф, щека и шест,
Шапка, шубка, цифра шесть.
Сегодня мы будем говорить с вами о звуках [Ж] и [Ш].
Ребята, давайте пошипим, как змея. Поднесите руку к горлышку.
Дети: ш-ш-ш-ш-ш
А теперь пожужжим, как жук.
Дети: ж-ж-ж-ж
Звук [Ш] – глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.
[Ж] – звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют.
2. Знакомство с героями занятия.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости девочка и мальчик. Давайте с ними познакомимся, составим их имена по первым буквам слов-картинок.
На доску выставляются предметные картинки. Дети называют картинку, выделяют первый звук. Затем из первых звуков составляют слово. Имена записываются на доске, подчеркиваются буквы Ж и Ш.
КАРТИНКИ: жаба, ежевика, ноты, яблоко – Женя
машина, аист, шарф, автобус – Маша
Значит, сегодня к нам в гости пришли Женя и Маша. И они просят нас им помочь.
3. Работа над дифференциацией Ж-Ш в словах.
Игра «Паутинка»
Ребята, давайте поможем Жене и Маше разобраться в паутинке, которая написана на доске.
Из слогов мы с вами должны составить слова и записать их в 2 столбика. Женя собирает слова со звуком [Ж], а Маша – со звуком [Ш].
(Дети по очереди выполняют задание на доске и в тетрадях)
Слова: шахматы, жаба, мыши, шапка, одежда, ежевика.
4. Игра «Филлворд»
Теперь давайте поможем
Жене и Маше в следующем задании. Разделимся на 2 команды – команда Жени и команда Маши. На карточках, которые я вам раздала, команда Жени ищет и записывает слова со звуком [Ж], а команда Маши – слова со звуком [Ш]. Посмотрим, кто справится быстрее.
(Дети выполняют задание, подводят итоги.)
Стриж, журналист, корж, нож.
Камыш, карандаш, ерш, лаваш.
5. Физкультминутка.
Речь с движениями.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка,
Очень уж душа легка
У него весельчака!
Развитие мелкой моторики.
“Веер”
Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.
«Заводные машинки»
Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.
6. Работа над дифференциацией Ж-Ш в предложении
Какие вы молодцы, ребята! Но давайте поможем Жене и Маше еще в одном задание. Надо вставить пропущенную букву. На доске написан текст с пропущенными буквами:
Мы…ь
На блюде лежат лава… и кор…. На стол влезла мы…ь. Леонид прогнал ее. Мы…ь начала грызть каранда… и папин черте…. Нет у! не трожь черте! (26 слов)
Давайте запишем этот рассказ в свои тетради. Напоминаю! Записывая, проговариваем слова шепотом. Подчеркните буквы Ш и Ж.
Ж – синим, потому что звук [Ж] – звонкий, сильный, а Ш – голубым, потому что звук [Ш] – глухой, слабый.
7. Игра «Кто больше»
Ребята необходимо придумать и записать как можно больше слов6 начинающихся на буквы Ж, Ш.
8. Итог занятия.
Женя и Маша благодарят вас за то, что вы помогли им справится с заданиями.