Маслакова Татьяна
Дидактические игры для развития мелкой моторики дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выражение
«Ум ребенка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается очень быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков, в отличие от детей более раннего возраста. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.
Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?
В таком случае родители идут в магазин, либо, начинают делать игрушки и игры своими руками. Примерно также поступила и я, когда начала работать с детьми раннего возраста. Часть игрушек была нами, педагогами, приобретена для работы, а большую часть - я смастерила сама. Сегодня я вам представляю все собственные разработки, которые активно используем в работе с детьми.
И могу с уверенностью сказать, что дети одинаково с интересом играют, как в изготовленные промышленным способом игрушки, так и в самодельные.
Мои первые «самоделки» - меджик боксы «Фрукты-овощи», данное пособие закрепляет знания о форме предметов, об основных цветах и оттенках, на примере данной игры малыши учатся сравнивать предметы по величине, называют их, развивают мелкую моторику, все составляющие игры прикрепляются на липучки, что очень удобно для детей.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Выражение Ум ребенка на кончиках пальцев принадлежит известному педагогу В](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197835.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Это не просто красивые слова в них содержится объяснение того каким образом развивается малыш](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197160.jpg)
Следующими были игры на прищепках «Найди пару», «Прищепки», «Развесь белье». С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т. д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Все родители знают что у детей нужно развивать мелкую моторику рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197329.jpg)
В игре «Гусеница» дети не только используют прищепки в качестве «ножек», но учатся расстёгивать-застегивать пуговицы, на которыми скреплены части туловища. В данной игре мы также развиваем мелкую моторику рук, мышление, внимание, закрепляем основные цвета, проговариваем их название.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развивая мелкую моторику у детей мы стимулируем развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197371.jpg)
В процессе игры мы читаем небольшие стихотворения о гусенице, таким образом, у ребенка работают все анализаторы.
Для развития пальчиков можно изготовить «шнуровочки», их я делала и из фетра, используя элементы термопечати.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Это происходит потому что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы которые активизируют клетки мозга отвечающие за формирование речи ребёнка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197907.jpg)
Большая часть шнуровок изготовлена с использованием цветной печати, ламинации и переплетного картона, затем пробивала люверсы и заправляла шнурки. Безусловно, все пособия для детей должны быть безопасными: без острых углов, мелкие детали прочно пришиты и закреплены.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197425.jpg)
Помимо всего, выше перечисленного, пособия должны быть яркими, материалы качественными, эстетичными и привлекать внимание малышей.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Этим вы будете воздействовать на активные точки связанные с корой головного мозга](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197496.jpg)
В шнуровке «Паровозик» в окошечках я прикрепила, напечатанные на ткани, изображения животных с целью звукоподражания. В процессе игры со шнуровкой мы с детьми поем песенку паровозика, развивая речевое дыхание, читаем короткие стишки и потешки про паровоз. Таким образом, у ребенка вновь включаются в работу все группы анализаторов, что способствует его активному развитию. В дальнейшем, дети играя сами уже поют песенки, читают стихи. Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается очень быстрыми темпами только она уже связана с формированием познавательных навыков в отличие от детей более раннего возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197539.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Ребенок предпринимает определенные действия чтобы получить новую информацию он бросает трогает ломает игрушки и тем самым их изучает](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197585.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Когда ребенок лепит вырезает рисует застегивает пуговицы под руководством взрослого он также учится получает новые знания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2969634-1739197636.jpg)
Игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.