Маслакова Татьяна
Дидактические игры для развития мелкой моторики дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выражение
«Ум ребенка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается очень быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков, в отличие от детей более раннего возраста. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.
Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?
В таком случае родители идут в магазин, либо, начинают делать игрушки и игры своими руками. Примерно также поступила и я, когда начала работать с детьми раннего возраста. Часть игрушек была нами, педагогами, приобретена для работы, а большую часть - я смастерила сама. Сегодня я вам представляю все собственные разработки, которые активно используем в работе с детьми.
И могу с уверенностью сказать, что дети одинаково с интересом играют, как в изготовленные промышленным способом игрушки, так и в самодельные.
Мои первые «самоделки» - меджик боксы «Фрукты-овощи», данное пособие закрепляет знания о форме предметов, об основных цветах и оттенках, на примере данной игры малыши учатся сравнивать предметы по величине, называют их, развивают мелкую моторику, все составляющие игры прикрепляются на липучки, что очень удобно для детей.


Следующими были игры на прищепках «Найди пару», «Прищепки», «Развесь белье». С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т. д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.

В игре «Гусеница» дети не только используют прищепки в качестве «ножек», но учатся расстёгивать-застегивать пуговицы, на которыми скреплены части туловища. В данной игре мы также развиваем мелкую моторику рук, мышление, внимание, закрепляем основные цвета, проговариваем их название.

В процессе игры мы читаем небольшие стихотворения о гусенице, таким образом, у ребенка работают все анализаторы.
Для развития пальчиков можно изготовить «шнуровочки», их я делала и из фетра, используя элементы термопечати.

Большая часть шнуровок изготовлена с использованием цветной печати, ламинации и переплетного картона, затем пробивала люверсы и заправляла шнурки. Безусловно, все пособия для детей должны быть безопасными: без острых углов, мелкие детали прочно пришиты и закреплены.

Помимо всего, выше перечисленного, пособия должны быть яркими, материалы качественными, эстетичными и привлекать внимание малышей.

В шнуровке «Паровозик» в окошечках я прикрепила, напечатанные на ткани, изображения животных с целью звукоподражания. В процессе игры со шнуровкой мы с детьми поем песенку паровозика, развивая речевое дыхание, читаем короткие стишки и потешки про паровоз. Таким образом, у ребенка вновь включаются в работу все группы анализаторов, что способствует его активному развитию. В дальнейшем, дети играя сами уже поют песенки, читают стихи. Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев.



Игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.