Анастасия Зайцева
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях
Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях
Задачи:
I. Образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях
- Развивать навык звукового синтеза
- Развивать умение согласовывать существительное с числительным
II. Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику и общую моторику
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Развивать фонематический слух
- Развивать память
- Развивать зрительное внимание, зрительный анализ и синтез
III. Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль.
- Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: Буквы, пособие для игры «Кувшины»
Ход занятия
1. Оргмомент
-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).
Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).
Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны (покачиваемся и машем руками)
Ветер затих не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ).
2. Сообщение темы занятия
- Скажите, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)
А когда подул холодный ветер? (С-С-С-С)
Как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы “С-Ш”.
3. Основная часть
1)Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам
-А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произнесении звука “С”. Контроль в зеркало.
Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Нет голоса, звук глухой.
Стихотворение про звук “С”:
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.
Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой.
Стихотворение про звук “Ш”:
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.
- Давайте подумаем, чем отличается произношение звука “С” от “Ш”.
2) Графический диктант
Стрелочка вверх обозначает звук [ш], а вниз - звук [с].
- Я буду называть звук, а вы должны будете записать соответственно стрелку.
3) Игра «Дружба»
- Давайте подружим звуки с и ш с гласными звуками.
Звук с подружился со звуком а. Что получилось?
Звук ш подружился со звуком а. Что получилось? (аналогичные задания проводятся с другими звуками)
Познакомились слоги са-ша, су-шу, со-шо и решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением, «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно, «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).
(Дети повторяют слоги с выражением эмоций)
4)Развитие тактильных ощущений (каждому ребенку даётся карточка с наклеенной из бархатной бумаги буквой).
- А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.
5) Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”
- Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую букву.
Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.
- А теперь скажите, какие слова вы запомнили.
6) Физкультминутка
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
7) Согласование числительного со словосочетанием.
- Ребята, перед вами кувшины, но они разбиты, подберите к ним недостающие части.
- А теперь давайте посчитаем кувшины. А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина…
8) Пересказ рассказа «Пушок и Машка»
«Пушок и Машка»
У Саши собака Пушок. У Сони – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Соня сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
Вопросы:
Кто у Саши?
Кто у Сони?
Что любит Пушок?
Что любит Машка?
Где спит Пушок?
А где спит Машка?
Что шьет Соня для Машки?
На чем будет спать Машка?
Пересказ
4. Итог занятия
Беседа