Ольга Загординова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» с использованием нетрадиционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе на тему :
«Дифференциация звуков [ш] — [ж]»
Выполнила:
учитель-логопед
Загординова О. Б.
П. Горки – 2
2018 г.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“ с использованием нетрадиционных технологий» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.
Задачи
Образовательные:
• закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж];
• учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов;
• закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах;
• закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, чистоговорках, фразах.
Развивающие:
• развивать фонематический слух;
• развивать зрительное и слуховое внимание;
• развивать мелкую моторику;
• развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятию, коммуникативные качества, уверенность в себе;
• воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Оборудование:
предметные картинки, игрушки главных героев, игровизор, маркеры, буквы, зеркало, схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие
Если, хочешь покружится,
Сперва, надо подружится
Руки другу протянуть
Улыбнуться не забудь
Раз ладошка, два ладошка
Вот и поздоровались!
II. Развитие артикуляционной моторики
Самомассаж лица
Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать).
И лицо теплом своим нежно умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (движения от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз).
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз).
И потом походим пальцами по щечкам.
Артикуляционная гимнастика
А теперь поиграем с язычком:
• «Лопаточка»;
• «Рыбки разговаривают»;
• «Качели»;
• «Чашечка»;
• «Маляр».
III. Основная часть
• Акустико – артикуляционный образ звука.
Сегодня к нам в гости прищли наши давние знакомые Шипелочка (змея) и Жужжалочка (жук). Решили они вспомнить, как их звуки произносятся, начали их звать. Шипелочка позвала: «Ш-ш-ш».
Звук Ш : губы должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки; кончик языка приподнят к небу; язык прижимается к верхним крайним зубам, придавая форму чашечки; изо рта выходит сильная струя воздуха. Звук Ш – согласный, твердый, обозначается синим цветом.
А Жужжалочка позвал свой звук : «Ж-ж-ж».
Звук Ж : произносится точно также. Звук Ж – тоже согласный, твердый, и обозначается также синим цветом.
«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Шипелочка.
Давайте подскажем нашим гостям, как отличить эти звуки.
Положи руку на горлышко, произнеси: «ш-ш-ш», горлышко молчит. Теперь произнеси: «ж-ж-ж» и почувствуешь как оно работает. Ш-тихий, глухой, а Ж – громкий, звонкий.
• Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
Когда услышишь звук Ш – хлопни в ладоши, а когда услышишь звук Ж – топни ногой.
Слова: шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
• Дифференциация звуков в слогах и словах
«Повтори за мной»
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи
шить - жить
шаль - жаль
шалить - жалить
шутка - жутко
уши - ужи
• Дифференциация звуков в словах и предложениях
Давай возьмем игровизор и маркеры. Нужно нарисовать домики для Шипелочки и Жужжалочки. У нас есть буквы, выбери нужные для Шипелочки и для Жужжалочки, а теперь напиши их на домиках наших гостей.
На столе лежат картинки, это подарки для наших друзей. Но они перемешались. Возьми одну, назови и подумай, кому ты можешь подарить ее. Например: «Это шишка. Шишку я подарю Шипелочке». Нужно подарить все картинки нашим знакомым.
Физкультминутка «Кошка»
Я – приветливая кошка (имитация руками хотьбы).
Посижу я у окошка (держа согнутые руки перед грудью).
Кверху - кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек)
Когти спрятаны в подушках («когти» спятаны в кулаках).
В темноте я зорко вижу («очки» из пальчиков,
Понапрасну не обижу (качают головой).
Но дразнить меня опасно – (поворачиваются лицом друг к другу)
Я царапаюсь ужасно! (показывают «когти»)
• Определение позиции звуков Ш и Ж в словах
Какие из подарков Шипелочки и Жужжалочки тебе понравились? Покажи и назови по одной. А теперь давай подумаем, где стоит звук Ш, Ж – в начале, середине или в конце в этих словах. Тебе помогут схемы.
IV. Итог занятия и оценка работы ребенка
Вот и подошло к концу наше занятие. Шипелочке и Жужжалочке пора возвращаться домой. Они говорят: тебе «Спасибо», потому что им сегодня было очень интересно играть. С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются? Молодец!
Прощание:
Когда мы увидимся снова?
Никто не ответит заранее,
Сказать остается два слова
И мы говорим до свидания!
Список литературы
1. В. В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН в подготовительной группе. – М – 1998.
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. -М. : “Гном-Пресс”,1999.
3. И. Скворцова. Логопедические игры. – М,2008 г.
4. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия, – М. : Мир книги, 2010.
5. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1971.
6. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками : Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей - М. : Мозаика-синтез, 2004.