Татьяна
Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и предложениях»
Тема: «Поездка в деревню Простоквашино»
Цель: Дифференцировать звуки с и ш в слогах, словах, предложениях»
Задачи:
Коррекционно - развивающие
развивать артикуляционную моторику
Публикация «Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительной группы „Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
совершенствовать внимание, память, мышление
развивать фонематический слух
развивать графические навыки, мелкую и общую моторику
совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза
Коррекционные - образовательные
закрепить навык правильного произношения звуков с и ш
продолжать дифференциацию звуков с и ш в слогах, словах и фразах
Коррекционно - воспитательные
воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи, слышать звуки и поправлять неправильное произношение.
Оборудование:
Магнитная доска, презентация, снежинки, Большие фигуры Шарика и Матроскина
2 картинки среднего размера (сумка и мешок, карандаши, листы бумаги, картинки на магнитах, изображающие солнышко, шоссе, корову Пеструшку, зайчишку-трусишку, соловушку, старушку, пастушка
воздушные шары.
Предварительная работа:
Постановка и автоматизация звуков с и ш, дифференциация с и ш в прямых слогах, обратных слогах,интервокальных слогах и в слогах со стечением согласных.
Ход занятия:
Организационный момент
Мотивация. Введение в игровую ситуацию
Логопед : Ребята, давайте сделаем большой круг и послушаем,что я вам скажу. Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам
Доброе утро, улыбчивым лицам
Я хочу вам пожелать,чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно чтобы вы сегодня узнали много интересного и нового!
Логопед : А сейчас, послушайте меня. Ребята, я хочу загадать загадку
В гости звать его не надо,
Он всегда приходит сам.
В сумке доставляет радость
По домашним адресам.
В настроенье приподнятом
Телеграммы носит в дом.
Потому что он, ребята,
Кто, скажите?. (Почтальон)
Логопед : Нам сегодня пришла от Печкина телеграмма. Что там? Нас просят приехать в деревню «Простоквашино», помочь их жителям,т. к. они поссорились и долгое время не разговаривают. Звуки перепутались и они не могут различить звук с и ш.
Логопед : Ребята сможем помочь героям?
Итак, мы отправляемся в поездку. А путешествие не простое, поедим на поезде в деревню Простоквашино. Все тихо встали, повернулись налево, согнули руки в локтях, двигаемся вперед – назад. Машинист (Алеша)- полный вперед!
Д. Загудел паровоз, и вагончика повез: «чу-чу-чу. Далеко я укачу»
Л. Стоп! Резкий поворот, кругом, машинист (Артем) – полный вперед!
Д. Загудел паровоз, и вагончика повез: «чу-чу-чу. Далеко я укачу»
Стоп! Состав прибыл на станцию Простоквашино, прям возле домика наших друзей.
Логопед : А вот и они нас встречают.
Проходите ребята, присаживайтесь. Посмотрите какие грустные Матроскин и Шарик, давайте им поможем помириться и сначало сделаем артикуляционную гимнастику.
Жили были Матроскин и Шарик
К НИМ друзья ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
Шарик с Матроскиным ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Матроскину мы ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ему ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
Матроскин ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛ (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛ (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛ (кончик языка описывает круг за губами,
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛ (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
Шарик для нас смастерил КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
Актуализация и фиксация затруднений
Логопед : Ребята, давайте вспомним в именах наших друзей какие звуки.
В имени Матросссскин, звук с
В имени ШШШШШарик,звук Ш
Логопед. Повтори пожалуйста имя Матроссскин, а потом имя ШШШарик
Логопед : Давайте вспомним, при произнесении звука С (губы слегка растянуты в улыбке, между зубами небольшая щель, язык принимает форму «Горки» кончик за нижними зубами, можно почувствовать холодный воздух.
Дети: При произнесении звука Ш (губы слегка вытянуты вперед и округлены, между зубами щель, а язык поднимается вверх и принимает форму «кружечки», можно почувствовать теплый воздух.
Логопед : Давайте, еще раз произнесем звук ссссссс и шшшшшш.
Логопед. Друзья, наши герои очень любят напевать различные песенки Матроскин, песенки на СА, со, су, сы, сэ
А, Шарик песенки на ша,шо,ши,ше.
Логопед. Мы с вами поиграем, я с героями буду петь песенки, а вы внимательно слушать и подавать сигналы.
Логопед : Если услышите песенки со звуком с, поднимаем флажок, если со звуком ш, поднимаем и машем им.
Логопед. Ой, выглянем в окно, сколько снега намело.
Давайте с вами поиграем? (Развитие мелкой моторики)
1,2,3,4, мы с тобой снежок слепили
Круглый, гладкий и совсем, совсем не сладкий
Раз подбросим, два поймаем,
Три уроним и сломаем.
Открытие нового знания
Логопед. А, наши герои придумали загадки, а отгадывать мы должны и называть, какой первый звук в слове, с или ш?
С горы они меня везут
А в гору сами на мне едут. (Санки)
Что за подружка, без которой зимой из дома не выйдешь (Шапка)
Живу я посреди двора
Меня лепит детвора
Нос морковка, глаза угольки.
Кто я? (Снеговик)
Лохматый пёс
Тепло принёс,
Хозяина обнимает,
От стужи укрывает. (Шуба)
Логопед : Помирились друзья и начали собирать вещи. И каждый свои собирал, но вещи все-таки перемешались. Как вы думаете, сможем мы помочь Шарику собрать мешок с одеждой, в названиях которой есть звук ш, а Матроскину сложить сумку с вещами, в названии которых есть звук с?
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации
(Картинки крепятся с помощью магнитов на магнитную доску двумя группами : со звуком с на сумку, а со звуком ш на мешок.
Логопед. Мы играем, а снег все идет, нападало много снежинок, а давайте с ними поиграем, поймаем, поднимем вверх, повернем направо, налево, а потом просто на нее подуем.
Логопед. Пока мы танцевали со снежинками, Шарик расстроился, посмотрите, Шарику не хватает одной вещи, и один магнит остался свободным. Давайте нарисуем из бумаги какой-нибудь предмет, в названии которого есть нужный нам звук.
(Выбирается, например, шарф. Дети с рисуют предмет на звук ш.
Логопед, Как же здорово у вас получилось нарисовать, Шарик не удержался взял свое фоторужье и пошел фотографировать все, что ему вы нарисовали. А давайте,будем ему помогать и проговаривать, четко выделяя наши запутанные звуки.
(Слайд)
Ребята, кто нас пригласил Шарик и Матроскин в деревню?. А как она называется?
(Дети читают указатель “Простоквашино”)
Приехали они по широкой дороге. Как называют такую дорогу? (Шоссе)
Что светит друзьям? (Солнышко)
Кто жует травку на лугу? (Пеструшка)
Кто пасет корову? (Пастушок)
Кто прячется под кустом и всех боится? (Зайчишка-трусишка)
Кто сидит на скамеечке? (Старушка)
Кто на дереве поёт песенку весны? (Соловушка)
Логопед. Недалеко от деревни в лесу живет эхо, но оно устало повторять все услышанные слова и просит вас поработать за него. Повторяя слова будьте внимательны, говорите четко.
сухое шоссе
ясное солнышко
серый трусишка
пушистая травушка
сосновая шишка
грустный Шарик
старые избушки
шустрая Пеструшка
голосистый соловушка
шершавая скамейка
душистый ландыш
смешной Матроскин
Запомните то, о чем мы говорили сегодня и в следующий раз вы сможете попробовать рассказать о Простоквашино самостоятельно.
Логопед : Ребята, скоро новый год! А Матроскин с Шариком очень любят этот праздник и всегда ждут на каникулы Дядю Федора, Почтальона Печкина и галчонку – хватайку.
Больше всего Шарик, Матроскин и дядя Федор любят сушки, сосиски, колбасу.
Подведение итогов. Рефлексия. Наше путешествие по Простоквашино закончено. Вам понравилось? Куда мы сегодня ездили? Что мы делали? Что произошло с героями? А какие звуки мы помогли различать? Но осталось самое главное, только получить подарки от наших героев. А для начала нужно угадать, чьи подарки спрятаны в этих воздушных шариках.