Татьяна Клейн
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия
«Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Обучающие задачи:
• уточнить характеристику звуков [ш] и [ж];
• закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
• упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж]
• закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах;
• упражнять в употреблении словосочетаний, отвечающих на вопрос «Какой? Какая? Какое?»
• упражнять в чёткого произношения звуков и развитие интонационной выразительности речи.
Развивающие задачи:
• создать положительное психоэмоциональное настроение;
•развивать память, фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; мыслительные навыки, мелкую моторику рук.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация, живая «мнемотаблица», 2 рюкзака, предметы, в названии которых есть звуки ш-ж; массажные мячики Су – Джок, схема слова –шар-, воздушные шарики по количеству детей.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! На стульчик тихо сядет тот, кого мой голос позовёт! (Логопед называет детей по очереди, дети садятся на стульчики.)
На интерактивной доске появляется изображение двух девочек с письмом (слайд 2).
- Жанне и Шуре пришло письмо от их друга Звуковичка (логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит девочек ему их найти. Но Жанна и Шура путают звуки. Давайте вместе с Жанной и Шурой поможем Звуковичку?
2. Введение в тему.
- Прежде всего, нам нужно узнать, какие же звуки потерялись? Известно, что один из этих звуков живёт в начале имени Жанна. Какой же это звук? (Звук [Ж].) Действительно, этот звук один из любимых звуков Жанны, поэтому она решила, что будет искать именно этот звук.
- Второй же звук живёт в начале имени Шура. Какой это звук? (Звук [Ш].) Этот звук – один из любимых звуков Шуры, поэтому она будет искать именно его.
3. Артикуляционная гимнастика.
Но, мы с вами знаем, чтобы правильно произносить звуки, язычок должен быть шустрым, ловким и подвижным. А что для этого нужно сделать? Правильно зарядку. А чтобы было интересней, мы ее сделаем на прогулке…
1. Вышли мы вместе во двор – перед нами заборчик (упражнение Заборчик»). (Слайд 3.)
2. Во дворе за заборчиком мы увидели качели, решили покачаться на них (упражнение «Качели»). (Слайд 4.)
3. Затем покружились на карусели (облизываем губы по кругу).
(Слайд 5.)
4. Устали, захотели попить сок из трубочки (упражнение «Трубочка»). (Слайд 6.)
4. Характеристика звуков.
- Решили Жанна и Шура вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Шура позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Шура, - «Это согласный твёрдый звук!» Жанна тоже начала звать свой любимый звук : «Ж-ж-ж». Губки её тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я поняла!» - воскликнула Жанна, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый!».
«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Шура.
- Ребята, давайте подскажем девочкам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] – глухой.) Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] – звонкий.)
- Правильно! Теперь Жанна и Шура знают, что звук [Ж] - звонкий, а звук [Ш] – глухой.
5. Дидактическая игра «Путаница». В путешествие с собой Жанна и Шура взяли предметы со своими любимыми звуками, но эти предметы перепутались в рюкзаке. Давайте поможем им разобраться (дети помогают раскладывать предметы по рюкзачкам)
6. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Давайте придумаем словосочетания с этими словами, но придуманное нами слово тоже должно содержать звуки [Ш] или [Ж], например: жёлтая груша… (Дети достают из рюкзака предметы и придумывают словосочетания с определенным звуком)
7. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Что то мы немножечко устали. Шура предлагает нам сделать небольшую разминку про её воздушный шарик. Называется «Воздушный шар».
Шар воздушный, шар воздушный. Сгибание-разгибание кистей рук
Шаловливый, непослушный. «Колечки»
Вместе с ветром убежал. «Замок»
А куда? Не сказал. 3 хлопка, руки за спину.
(Ф. Бобылев.)
И Жанна тоже хочет поиграть. Ее разминка называется «Ежик» (с мячиком Су – Джок)
Ежик в руки надо взят, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять. (перекладываем мячик пальчиками)
Начинаем счет опять,
Раз, два, три, четыре, пять.
8. Отработка чёткого произношения звуков и развитие интонационной выразительности речи. (Слайд 15.)
- На улице яркое летнее солнышко, вокруг распускаются…цветы, а какие, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Стих «Ромашки» (Живые мнемотаблицы)
-А давайте расскажем это стихотворение весело, грустно.
- В каких словах услышали звук [Ш] [Ж].
- Произнесите эти звуки, четко артикулируя (по одному, по двое, вместе).
- Вот мы и нашли потерянные звуки [Ш] [Ж].
9. Звуковой анализ слова
- Ребята! Жанна и Шура приготовили для вас подарок, он зашифрован. Нам нужно определить слово по звукам, которые спрятались в окошечках. На доске появляется схема слова -ШАР - (дети подбирают слова, соответствующие схеме и характеризуют каждый звук). За выполненное задание каждый ребенок получает воздушный шарик.
Итог занятия.
Вот и подошли к концу наши приключения. Мы нашли звуки, которые пропали у Звуковичка! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Жанна и Шура от души благодарят вас, ребята, потому что вы им очень помогли, без вашей помощи они бы не справились!