Елена Абросимова
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки :
Красотка, звезда,
И совсем не свинюша!
Узнали кто это?
Конечно же. (Нюша)
Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали кто это?
Конечно же. (Ёжик)
На интерактивной доске появляются Нюша и Ёжик.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!
2. Введение в тему.
Логопед : Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов : шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).
- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.
- Второй же звук живёт в начале слов : жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).
- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.
3. «Звонкий – глухой».
- Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом.» Ёжик тоже начал звать свой любимый звук : «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»
«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.
- Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).
- Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.
4. Дидактическая игра «Колокольчик и наушники».
Дети садятся за столы.
- Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.
Включается запись слогов, или логопед произносит сам : ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.
5. Дидактическая игра «Подари картинку».
На интерактивной доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях.
- Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику – в названии которых есть звук [Ж].
Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи.
Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.
6. «Собери слово».
На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты.
- Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете.
Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша.
ВЫШКА
ИВАНУШКА
ШАПКА
НЮША
ЯША
- Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось?
- В И Ш Н Я.
- Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Пред вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На интерактивной доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»).
- Нюша дарит звуку [Ш] – наушники.
- Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук!
- Теперь поможем Ё жику: разгадаем вот этот кроссворд.
На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки. Как только загадка отгадана, каждый ребёнок выходит к доске и записывает ответ.
Есть копытный великан. Всех перелетных птиц черней,
Шея как подъемный кран, Чистит пашню от червей,
С рожками, пятнистый, Взад-вперед по пашне вскачь,
Но не очень быстрый. (Жираф). А зовётся птица. (грач).
Хвост пушистый, В омуте речном живет,
Мех золотистый, У него огромный рот,
В лесу живет, Вы слыхали о таком?
А в деревне кур крадёт. (Лиса). Ну конечно, это… (сом).
Это что за чудо-птица! Днем молчит,
Не сова и не синица, Ночью кричит,
Не журавль и не дрозд. По лесу летает,
Как раскрытый веер хвост. Прохожих пугает. (Филин).
Голубой, зеленый, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору. (павлин).
- Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин).
- Лишняя лиса, потому что это – животное, а все остальные – птицы.
ж
и
р
а
ф
г
р
а
ч
л
и
с
а
с
о
м
п
а
в
л
и
н
ф
и
л
и
н
(Лиса) В лесу обитачью питается да в курятник забирается,
- Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось?
- Ж А С М И Н.
На интерактивной доске появляется картинка «Цветок жасмина».
- Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий!
7. Завершение работы. Подведение итогов.
- Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!