Лариса Максимова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки М-Мь, буква М
Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах, словах, фразах, стихах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Учить давать сравнительную характеристику звуков М – Мь
-Продолжать обучать звуко – буквенному анализу и синтезу слогов типа ГС, СГ (АМ-МА; ОМ-МО и т. д., односложных слов типаСГС (МУК, МИК)
- Расширить и активизировать словарь:
1) Путём подбора слов – антонимов (на заданный звук М или Мь)
Словарь: война – мир; быстрый – медленный; сухой – мокрый; твёрдый – мягкий и т. д.
Публикация «Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [М]-[М’], буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
2) Путём подбора слов со звуками М- Мь
Развивающие:
- Развивать фонематический слух и восприятие
- Развивать умение выделять звуки М – Мь из состава слова, потока речи, определять место звука в слове (начало, середина, конец)
-Развивать умение делить слова на слоги
- Развивать дыхание и голос, чувство ритма, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
-Воспитывать самоконтроль за речью
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к живой природе
- Формировать понимание эмоций и развивать умение передавать эмоции с помощью мимики
Пропедевтическая работа:
- Игры на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук» на выделение заданного звука из потока других звуков, слогов, слов, фраз, стихов, текстов, потока речи;
«Путешествие звука» -на определение места звука в слове (начало, середина, конец);
«Сигнальные фонарики»- на дифференциацию согласных звуков по твёрдости и мягкости;
Игровое упражнение с предметными картинками, игрушками, предметами на дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости «Кому подаришь картинку (игрушку?»
Упражнение на подбор слов на заданный звук «Назови слово»
-Игры на формирование слоговой структуры слова, развитие умения делить слова на слоги: «Раздели слова ладошками», «Прошагаем слово», «Весёлый поезд», «Новоселье» и т. д.
-Уточнение артикуляции звуков М-Мь и их характеристика
- Чтение слогов типа ГС, СГ; односложных слов; составление звуко – буквенных схем слогов типа ГС, СГ, слов;
- Игра на развитие звукового анализа и синтеза слов «Живые звуки»
- Разучивание логоритмического упражнения «Друзья помогли»
- Игра с мячом «Скажи наоборот» - на расширение словаря антонимов
- Игра «Слоговое лото» - на закрепление навыка чтения слогов типа ГС, СГ и называния слов с данными слогами
- Игровое упражнение «Выложи букву» - на развитие мелкой моторики, на закрепление графического образа букв»
- Упражнение на формирование понимания эмоций «Какое настроение?» с использованием пиктограмм
Оборудование:
- Предметные картинки со звуками М – Мь (начало, середина, конец слова)
- Кассы букв
- Схемы для определения количества слогов в слове
- Алгоритм постановки звуков
- Схема- правило «Чем звук отличается от буквы?»
- Пособия для обозначения мягкости и твёрдости согласных звуко «Сигнальные фонарики»
- Пиктограммы «Радость», «Грусть», «Удивление», «Злость»
- Плоскостные изображения муравьёв в синем и зелёном костюмах
- Счётные палочки, цветные ленточки, полоски бумаги, природный материал для выкладывания буквы
- Мяч
Методы и приёмы:
- Повторение правила «Чем звук отличается от буквы?»
-Загадывание загадки
-Речевая зарядка: проговаривание чистоговорок со звуками М, Мь
- Упражнение на развитие звуко – слогового анализа и синтеза «Угадай, какие звуки исчезли?»
- Уточнение артикуляции звуков М-Мь
- Характеристика звуков М-Мь по артикуляционным и акустическим признакам
-Упражнение на развитие фонематического восприятия: «Назови слова со звуком М, Мь и определи место звука в слове»
- Игровое упражнение на определение количества слогов в слове «Положи картинку рядом с цифрой»
-Игровые упражнения на дифференциацию звуков М-Мь по твёрдости и мягкости «Кому подаришь картинку?», «Сигнальные фонарики»
- Игра с мячом «Скажи наоборот» - на активизацию словаря антонимов
-Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»- на развитие чувства ритма, согласование речи с движением
- Игровое упражнение на определение графического образа буквы «Познакомься с буквой М»: называние буквы, прорисовывание её в воздухе
- Игра «Сложи букву» - на соотнесение графического, слухового и кинестетического образа буквы, развитие мелкой моторики
- Упражнение «Прочитай слог»: чтение и анализ обратных и прямых слогов АМ-МА; ОМ-МО; УМ-МУ; ЫМ-МЫ; ИМ-МИ
«Прочитай слог и назови слово»
- Игра «Слоговое лото»
-Работа с кассой букв. Звуко – буквенный анализ и чтение слов Мук, Мик
- Упражнение на формирование понимания эмоций «Какое настроение?»
Организационная структура занятия:
1 часть - Организационный момент:
- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать звуки речи и буквы. Вспомним, чем звук отличается от буквы (показ опорной схемы – правила: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем, проговаривание правила сопровождается соответствующими движениями рук.
-Сегодня занятие необычное: отгадав загадку, вы узнаете, кто пришёл к нам в гости: Стоит на горе домишко, ползёт к домишке? (Муравьишка)
-Верно, только к нам не один муравьишка пришёл, а целых два (показ плоскостных изображений муравьёв в синем и зелёном костюмах). Одного из них зовут Мук, а другого Мик. Мук любит петь песенку твёрдых звуков
МА-МО-МУ-МЫ, а Мик- мягких МЯ-МЁ- МЮ-МИ. Жили они весело (какую пиктограмму покажем, но вот однажды с ними приключилась беда: Игровое упражнение «Какой звук исчез?»:
Захотел Мук спеть свою песенку МА-МО-МУ, а у него получилось А-О-У. Какой звук исчез? (звук М). Мик хотел спеть МЯ-МЁ -МЮ, а получилось А-О-У. Какой звук исчез? (звук Мь)
- Мук огорчился (пиктограмма «Грусть», а Мик рассердился (пиктограмма «Злость»)
2 часть- Сообщение темы занятия, мотивация, постановка цели:
Где искать эти звуки, наши друзья не знают. Если это звуки речи, то где они могут затеряться? (В словах, впредложениях, чистоговорках, стихах). Поможем муравьям найти звуки М и Мь. А для того, чтобы легче было их отыскать среди других звуков, произнесём их, одну ладонь поднесём ко рту, а другую к горлышку (многократное произнесение звуков)
Вспомним, как они образуются, какие органы речи участвуют в образовании этих звуков? Использование алгоритма образования звуков: губы смыкаются, воздух встречает преграду, голос звенит. Характеристика звуков: М- согласный, звонкий, твёрдый. Мь – согласный, звонкий, мягкий).
- Предлагаю вам отыскать эти звуки в чистоговорках (проговаривание чистоговорок с хлопками на ударный слог, стихах
Ма- ма- ма – дома я сама
Мо –мо – мо – едим эскимо
Му – му- му- я что – то не пойму
Мы – мы – мы – читаем книгу мы
Ми – ми – ми – а ну- ка, отними!
- Я буду читать стихотворение, а вы включать фонарики – игровое упражнение «Сигнальные фонарики»:
На полу скребётся мышка, спит в берлоге бурый мишка.
Мишка мал, но очень мил, только лапы он не мыл.
Вспомним, в каких словах спрятался звук М, а в каких Мь?
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, где рассказывается, как муравьи помогают друг другу. Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»:
От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой, ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, травкой быстро её обмотал,
В муравейник быстрей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Сразу стало так страшно, темно.
Хорошо, что друзья помогли, муравьишку домой отнесли.
Мо-лод-цы!
- А сейчас предлагаю вам поиграть с картинками. Попробуем отыскать звуки М, Мь в названии картинок – игровое упражнение «Угадай место звука в слове»
Возьмите картинку, назовите слово, разделите его на слоги и поставьте картинку к нужной цифре – упражнение «Поставь картинку к соответствующей цифре».Мы отыскали так много картинок со звуками М и Мь, что Мук и Мик удивились. Какую пиктограмму покажете?
Предлагаю вам подарить картинки со звуками М и Мь Муку и Мику. Подумайте, кому вы подарите свою картинку и объясните почему?
- Хотите поиграть в игру с мячом? Игра «Скажи наоборот»:
Я называю слово, а вы подбираете слово –наоборот, и говорите, на какой звук оно начинается.
Война – мир; ссорится - мириться; быстрый- медленный; твёрдый- мягкий; большой- маленький; глубокий – мелкий; старый – молодой;
много – мало; нельзя – можно; говорить – молчать; глупый- мудрый; сухой – мокрый; старший – младший.
- Мы помогли муравьям отыскать звуки М и Мь. А хотите узнать, какой буквой эти звуки обозначаются на письме? Игровое упражнение «Познакомимся с буквой М»:
- На что похожа буква М?
- Сколько элементов у буквы М?
- Напишем букву М в воздухе
- Как ещё можно изобразить букву? (написать, вылепить, выложить) Предлагаю вам подойти к столу и выбрать материал, из которого можно выложить букву. Игра «Сложи букву»
- Пробуем читать слоги с буквой М: АМ-МА; ОМ-МО; УМ-МУ; ЫМ-МЫ; ИМ-МИ и подбираем слова (МА- мак, мама; ОМ- дом, ком ит. д.)
- Предлагаю выложить из букв слова Мук и Мик и прочитать их. Звуко – буквенный анализ слов. Ребята, мы помогли нашим друзьям отыскать звуки и теперь они смогут петь свои любимые песенки. Муравьишки очень рады. Какую пиктограмму покажем?
Ой, смотрите, наши муравьишки притащили шишку, а шишка не простая, тяжёлая какая! Что в ней, помогите мне открыть. Конфеты, знаете, как называются? «Мишка косолапый» и «Красный мак».
- В названии, каких конфет «живёт» звук М?
- Звук Мь?
3 часть - анализ занятия:
-Какие звуки мы помогали искать нашим героям? В чём сходство этих звуков и в чём отличие?
- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме?
- какие слова с буквой М мы составляли и научились их читать?
- какая игра вам больше всего понравилась?