Получи документы

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»

Лариса Максимова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Звуки М-Мь, буква М

Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах, словах, фразах, стихах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Учить давать сравнительную характеристику звуков М – Мь

-Продолжать обучать звуко – буквенному анализу и синтезу слогов типа ГС, СГ (АМ-МА; ОМ-МО и т. д., односложных слов типаСГС (МУК, МИК)

- Расширить и активизировать словарь:

1) Путём подбора слов – антонимов (на заданный звук М или Мь)

Словарь: война – мир; быстрый – медленный; сухой – мокрый; твёрдый – мягкий и т. д.

Публикация «Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [М]-[М’], буква М“» размещена в разделах

2) Путём подбора слов со звуками М- Мь

Развивающие:

- Развивать фонематический слух и восприятие

- Развивать умение выделять звуки М – Мь из состава слова, потока речи, определять место звука в слове (начало, середина, конец)

-Развивать умение делить слова на слоги

- Развивать дыхание и голос, чувство ритма, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать самоконтроль за речью

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к живой природе

- Формировать понимание эмоций и развивать умение передавать эмоции с помощью мимики

Пропедевтическая работа:

- Игры на развитие фонематического слуха:

«Поймай звук» на выделение заданного звука из потока других звуков, слогов, слов, фраз, стихов, текстов, потока речи;

«Путешествие звука» -на определение места звука в слове (начало, середина, конец);

«Сигнальные фонарики»- на дифференциацию согласных звуков по твёрдости и мягкости;

Игровое упражнение с предметными картинками, игрушками, предметами на дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости «Кому подаришь картинку (игрушку?»

Упражнение на подбор слов на заданный звук «Назови слово»

-Игры на формирование слоговой структуры слова, развитие умения делить слова на слоги: «Раздели слова ладошками», «Прошагаем слово», «Весёлый поезд», «Новоселье» и т. д.

-Уточнение артикуляции звуков М-Мь и их характеристика

- Чтение слогов типа ГС, СГ; односложных слов; составление звуко – буквенных схем слогов типа ГС, СГ, слов;

- Игра на развитие звукового анализа и синтеза слов «Живые звуки»

- Разучивание логоритмического упражнения «Друзья помогли»

- Игра с мячом «Скажи наоборот» - на расширение словаря антонимов

- Игра «Слоговое лото» - на закрепление навыка чтения слогов типа ГС, СГ и называния слов с данными слогами

- Игровое упражнение «Выложи букву» - на развитие мелкой моторики, на закрепление графического образа букв»

- Упражнение на формирование понимания эмоций «Какое настроение?» с использованием пиктограмм

Оборудование:

- Предметные картинки со звуками М – Мь (начало, середина, конец слова)

- Кассы букв

- Схемы для определения количества слогов в слове

- Алгоритм постановки звуков

- Схема- правило «Чем звук отличается от буквы?»

- Пособия для обозначения мягкости и твёрдости согласных звуко «Сигнальные фонарики»

- Пиктограммы «Радость», «Грусть», «Удивление», «Злость»

- Плоскостные изображения муравьёв в синем и зелёном костюмах

- Счётные палочки, цветные ленточки, полоски бумаги, природный материал для выкладывания буквы

- Мяч

Методы и приёмы:

- Повторение правила «Чем звук отличается от буквы?»

-Загадывание загадки

-Речевая зарядка: проговаривание чистоговорок со звуками М, Мь

- Упражнение на развитие звуко – слогового анализа и синтеза «Угадай, какие звуки исчезли?»

- Уточнение артикуляции звуков М-Мь

- Характеристика звуков М-Мь по артикуляционным и акустическим признакам

-Упражнение на развитие фонематического восприятия: «Назови слова со звуком М, Мь и определи место звука в слове»

- Игровое упражнение на определение количества слогов в слове «Положи картинку рядом с цифрой»

-Игровые упражнения на дифференциацию звуков М-Мь по твёрдости и мягкости «Кому подаришь картинку?», «Сигнальные фонарики»

- Игра с мячом «Скажи наоборот» - на активизацию словаря антонимов

-Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»- на развитие чувства ритма, согласование речи с движением

- Игровое упражнение на определение графического образа буквы «Познакомься с буквой М»: называние буквы, прорисовывание её в воздухе

- Игра «Сложи букву» - на соотнесение графического, слухового и кинестетического образа буквы, развитие мелкой моторики

- Упражнение «Прочитай слог»: чтение и анализ обратных и прямых слогов АМ-МА; ОМ-МО; УМ-МУ; ЫМ-МЫ; ИМ-МИ

«Прочитай слог и назови слово»

- Игра «Слоговое лото»

-Работа с кассой букв. Звуко – буквенный анализ и чтение слов Мук, Мик

- Упражнение на формирование понимания эмоций «Какое настроение?»

Организационная структура занятия:

1 часть - Организационный момент:

- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать звуки речи и буквы. Вспомним, чем звук отличается от буквы (показ опорной схемы – правила: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем, проговаривание правила сопровождается соответствующими движениями рук.

-Сегодня занятие необычное: отгадав загадку, вы узнаете, кто пришёл к нам в гости: Стоит на горе домишко, ползёт к домишке? (Муравьишка)

-Верно, только к нам не один муравьишка пришёл, а целых два (показ плоскостных изображений муравьёв в синем и зелёном костюмах). Одного из них зовут Мук, а другого Мик. Мук любит петь песенку твёрдых звуков

МА-МО-МУ-МЫ, а Мик- мягких МЯ-МЁ- МЮ-МИ. Жили они весело (какую пиктограмму покажем, но вот однажды с ними приключилась беда: Игровое упражнение «Какой звук исчез?»:

Захотел Мук спеть свою песенку МА-МО-МУ, а у него получилось А-О-У. Какой звук исчез? (звук М). Мик хотел спеть МЯ-МЁ -МЮ, а получилось А-О-У. Какой звук исчез? (звук Мь)

- Мук огорчился (пиктограмма «Грусть», а Мик рассердился (пиктограмма «Злость»)

2 часть- Сообщение темы занятия, мотивация, постановка цели:

Где искать эти звуки, наши друзья не знают. Если это звуки речи, то где они могут затеряться? (В словах, впредложениях, чистоговорках, стихах). Поможем муравьям найти звуки М и Мь. А для того, чтобы легче было их отыскать среди других звуков, произнесём их, одну ладонь поднесём ко рту, а другую к горлышку (многократное произнесение звуков)

Вспомним, как они образуются, какие органы речи участвуют в образовании этих звуков? Использование алгоритма образования звуков: губы смыкаются, воздух встречает преграду, голос звенит. Характеристика звуков: М- согласный, звонкий, твёрдый. Мь – согласный, звонкий, мягкий).

- Предлагаю вам отыскать эти звуки в чистоговорках (проговаривание чистоговорок с хлопками на ударный слог, стихах

Ма- ма- ма – дома я сама

Мо –мо – мо – едим эскимо

Му – му- му- я что – то не пойму

Мы – мы – мы – читаем книгу мы

Ми – ми – ми – а ну- ка, отними!

- Я буду читать стихотворение, а вы включать фонарики – игровое упражнение «Сигнальные фонарики»:

На полу скребётся мышка, спит в берлоге бурый мишка.

Мишка мал, но очень мил, только лапы он не мыл.

Вспомним, в каких словах спрятался звук М, а в каких Мь?

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, где рассказывается, как муравьи помогают друг другу. Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»:

От друзей муравьишка отстал.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой, ножку тонкую он поломал.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, травкой быстро её обмотал,

В муравейник быстрей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло.

Сразу стало так страшно, темно.

Хорошо, что друзья помогли, муравьишку домой отнесли.

Мо-лод-цы!

- А сейчас предлагаю вам поиграть с картинками. Попробуем отыскать звуки М, Мь в названии картинок – игровое упражнение «Угадай место звука в слове»

Возьмите картинку, назовите слово, разделите его на слоги и поставьте картинку к нужной цифре – упражнение «Поставь картинку к соответствующей цифре».Мы отыскали так много картинок со звуками М и Мь, что Мук и Мик удивились. Какую пиктограмму покажете?

Предлагаю вам подарить картинки со звуками М и Мь Муку и Мику. Подумайте, кому вы подарите свою картинку и объясните почему?

- Хотите поиграть в игру с мячом? Игра «Скажи наоборот»:

Я называю слово, а вы подбираете слово –наоборот, и говорите, на какой звук оно начинается.

Война – мир; ссорится - мириться; быстрый- медленный; твёрдый- мягкий; большой- маленький; глубокий – мелкий; старый – молодой;

много – мало; нельзя – можно; говорить – молчать; глупый- мудрый; сухой – мокрый; старший – младший.

- Мы помогли муравьям отыскать звуки М и Мь. А хотите узнать, какой буквой эти звуки обозначаются на письме? Игровое упражнение «Познакомимся с буквой М»:

- На что похожа буква М?

- Сколько элементов у буквы М?

- Напишем букву М в воздухе

- Как ещё можно изобразить букву? (написать, вылепить, выложить) Предлагаю вам подойти к столу и выбрать материал, из которого можно выложить букву. Игра «Сложи букву»

- Пробуем читать слоги с буквой М: АМ-МА; ОМ-МО; УМ-МУ; ЫМ-МЫ; ИМ-МИ и подбираем слова (МА- мак, мама; ОМ- дом, ком ит. д.)

- Предлагаю выложить из букв слова Мук и Мик и прочитать их. Звуко – буквенный анализ слов. Ребята, мы помогли нашим друзьям отыскать звуки и теперь они смогут петь свои любимые песенки. Муравьишки очень рады. Какую пиктограмму покажем?

Ой, смотрите, наши муравьишки притащили шишку, а шишка не простая, тяжёлая какая! Что в ней, помогите мне открыть. Конфеты, знаете, как называются? «Мишка косолапый» и «Красный мак».

- В названии, каких конфет «живёт» звук М?

- Звук Мь?

3 часть - анализ занятия:

-Какие звуки мы помогали искать нашим героям? В чём сходство этих звуков и в чём отличие?

- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме?

- какие слова с буквой М мы составляли и научились их читать?

- какая игра вам больше всего понравилась?

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

«В гостях у сказки». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Задачи: Речевое развитие: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные, а также твёрдые и мягкие согласные звуки.

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Путешествие на воздушном шаре» [/b] Цель:.

Конспект логопедического досуга по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Квест-игра «Найди сюрприз»Конспект логопедического досуга по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Квест-игра «Найди сюрприз» Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»; совершенствовать умение делить слова на слоги,.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Образовательные задачи : - уточнить и закрепить правильное произношение звуков.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

НОД по обучению грамоте. Конспект занятия «Звуки [л] и [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели:познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способствовать развитию связной речи; учить правильно употреблять.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»
Опубликовано: 24 января 2017 в 22:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Максимова (УИ 1027221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД