Ольга Дзицоева
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
Образовательные задачи :
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;
- учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;
- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);
-учить образованию относительных прилагательных; согласованию прилагательных с существительными;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, Тема: „Звуки [с], [с’], Буква „С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Развивающие задачи:
- автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
- развивать дыхание.
Воспитательные задачи :
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-воспитывать навыки общения в игре и на занятии.
Оборудование:
Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, рабочие тетради ; простые и цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Повторение пройденного.
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Сова).
- Правильно. Это тетушка Сова пришла к нам из Страны Знаний.
-Она предлагает вам ответить на ее вопросы. И кто правильно ответит, тот сядет на стульчик.
Вопросы :
- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие звуки называются гласными?
(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).
- С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?
(А, О, У).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?
(Красным).
- Какие звуки называются согласными?
(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).
- С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы? (М).
- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?
(Синим).
- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?
(Зеленым).
-Молодцы! Тетушка Сова вами очень довольна. Но на этом ее задания и вопросы не закончились. Покажем ей какие вы у меня умные?
Основная часть.
Речевая зарядка.
-Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой нас сегодня познакомит тетушка Сова.
СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.
СО – СО – СО – у Вовы колесо.
СИ – СИ – СИ – сук в рук е неси.
УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.
- Догадались? (Ответы детей).
Новый материал.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
Фонематическая зарядка.
- Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так
[с – с – с].
- Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).
Артикуляция звука.
- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.
- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.
(Холодная струя воздуха).
Характеристика звука [с].
- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)
- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
- Какой звук [с] по твердости - мягкости? (Твердый).
- Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.
(Попросить повторить 2-3 детей).
- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?
(Синим).
- Ребята, Сова предлагает вам поиграть в игру.
Игра «Поймай звук «С».
Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С» :
а, у, с, з, и, с, о, м, с ;
за, та, су, ми, со, ма, са ;
нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель начинает слово, дети договаривают:
но. .(с); абрико. .(с); подно. .(с); бу. .(сы);
ква. .(с); анана. .(с); ко. .(са); воло. .(сы);
ле. .(с); автобу. .(с); ли. .(са); коле. .(со).
Игра «Найди место звука в слове».
Звук [с] стоит в начале слова:
(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).
Звук [с] стоит в середине слова :
(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).
Звук [с] стоит в конце слова :
(Волос, парус, нос, поднос,автобус, абрикос, ананас, лес, квас).
Характеристика звука [с’].
-Что изображено на картинке? (Сено).
-Какой первый звук в слове «сено»? (Звук [с’]).
- Звук [с’] гласный или согласный?
(Согласный).
- Какой звук [с’] глухой или звонкий? (Глухой).
- Какой звук [с’] по твердости - мягкости? (Мягкий).
- Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
(Попросить повторить 2-3 детей).
- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?
(Зеленым).
Игра «Найди место звука в слове».
Звук [с’] в начале слова :
(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица, семечко).
- Молодцы!
Звук [с’] в середине слова:
(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка, осень, гуси, подосиновик).
- Молодцы.
Звук [с’] в конце слова :
(Лось, рысь, ось, высь).
- Молодцы!
Игра «Какой, какая, какое, какие?»
Словообразование относительных прилагательных.
Соотношение их с существительными.
Утро осенью - осеннее утро
Сок из апельсина - апельсиновый сок
День весной - весенний день
Сок из ананаса - ананасовый сок
Листья сосны - сосновые листья
Сок из сливы - сливовый сок
Листья осины - осиновые листья
Суп из фасоли - фасолевый суп
Погода осенью - осенняя погода
Игра «Скажи наоборот» .
Употребление антонимов.
кислый - сладкий
низко - высоко
трусливый - смелый
медленно- быстро
веселый - грустный
дружить - ссориться
пасмурный - ясный
Физминутка.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Знакомство с буквой С.
С – от бублика кусок,
Кто-то съел в нём правый бок.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
Из веревочки кольцо
Послужило нам для О,
А для С теперь возьмем
Колечко справа разомкнем.
Показ буквы С.
-На что похожа буква С (Ответы детей)
Написание буквы С пальцем в воздухе.
Дифференциация звуков :
«Чистоговорки»
Са-са-са — бегает лиса.
Се-се-се — ленточки в косе.
Со-со-со — мне дали колесо.
Си-си-си — подъехало такси.
Су-су-су — ягоды в лесу.
Ась-ась-ась — плавает карась.
Сы-сы-сы — тикают часы.
Ось-ось-ось — на поляне лось.
Ас-ас-ас — свет в окне погас.
Ос-ос-ос — на палубе матрос.
Си-си-си — сена накоси.
Ус-ус-ус — на ёлке много бус.
Усь-усь-усь — подходит гусь.
Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс.
Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.
Работа в тетрадях.
Итог занятия.
- Ребята, Сова очень вами довольна. Вы справились со всеми заданиями.
-Но ей пора улетать. А перед этим она хочет узнать, что нового вы узнали сегодня.
-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])
- Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)
-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий).
-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).
-Молодцы!