Снежана Маслова
«В гостях у сказки». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Речевое развитие:
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные, а также твёрдые и мягкие согласные звуки. Продолжать детей учить определять место звука в слове.
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные буквы. Закреплять умение читать слоги и слова из пройденных букв
Учить проводить фонетический разбор слов. Продолжать учить соотносить звук и букву. Обозначать на схеме слова гласные, а также твёрдые и мягкие согласные, используя условное обозначение.
Публикация «„В гостях у сказки“, Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Учить составлять небольшие предложения. Упражнять в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Познавательное развитие:
Развивать познавательную активность, любознательность. Воспитывать правильное отношение к окружающему миру. Приобщать детей к истокам народной мудрости и народного творчества.
Социально – коммуникативное развитие:
Воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к герою сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Формирование навыков учебной деятельности (умение внимательно слу-шать задание, понимать и выполнять самостоятельно поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельность своих сверстников).
Предварительная работа:
•Чтение сказки Н. Одоевского «Мороз Иванович».
•Речевые упражнения: «Определи гласную в слове», «напиши согласную и прочитай слоги», «определи место звука в слове», «определи первый (последний) звук в названии нарисованного предмета», «Составь схему слова, используя условные обозначения», «составь схему предложения» и т. д.
•Загадывание загадок.
•Составление простых предложений.
Материал:
Демонстрационный:
•Макет: печка (огонь, яблоня (листья).
•Карточки с заданием: «пирожки», «яблоки», карточки со схемой слова лимон, малина.
•Квадраты: красного, синего, зелёного цвета.
•Иллюстрация к сказке (Рукодельница).
•Схема предложения (три прямоугольника).
•Ведро с угощением.
Раздаточный:
•Карточки с заданием: «пирожки», «яблоки», карточки со схемой слова лимон, малина.
•Набор гласных букв.
•Цветные фломастеры (красный, синий, зелёный).
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, послушайте внимательно небольшой отрывок из сказки.
В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»
- Как называется эта сказка?
-Дети: Сказка называется "Мороз Иванович"
Воспитатель:
- Правильно. А написал её русский сказочник Владимир Одоевский.
-А вы хотите попасть в сказку и стать её героями?
Только настоящий сказочник сможет помочь нам попасть в сказку. Давайте закроем глаза и послушаем волшебные слова:
- Кто не верит - пусть проверит,
Я любому гостю рад,
Открывая в сказку двери –
Приглашаю всех ребят! "
- Ребята, вот мы с вами и в сказке.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?
Расплакалась бедная Рукодельница и пошла к нянюшке, рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:
- Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай. Загрустила Рукодельница, что же ей делать? Кто ей в беде поможет?
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите помочь Рукодельнице?
Дети (Да).
Воспитатель:
- Мы оказались в этой сказке не случайно. Вы сами сможете побывать в роли Рукодельницы и помочь этой доброй и трудолюбивой девочке. Ну что, не побоитесь отправиться в гости к самому Морозу Ивановичу? Нет? Ну, тогда отправляемся в путь.
1 часть: Дети, взявшись за руки, идут. «Новый год»(фонограмма)
- Посмотрите, печка (Картинка «печка», дети подходят к доске, а вот и – пирожки (На тарелке пирожки из бумаги и задание для каждого ребёнка).
- Пирожки готовы, подрумянились, сахаром да изюмом обжарились; кто пирожки из печки возьмёт, тот дальше пойдёт! Эти пирожки не простые, с заданием. Возьмите каждый по тарелке с пирожками. Вам нужно выполнить задание, чтобы отправиться дальше. Садитесь за столы и послушайте внимательно задание:
Определите гласный звук в названии нарисованного предмета, выберите из предложенных гласных букв, ту которую вам нужна и поместите её в квадрате под картинкой.
- Даша объясни, как ты выполнила задание. Саша и Павлик.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Но нам пора продол-жать путешествие по сказке, возьмитесь за руки, мы с вами идём дальше.
2 часть: Дети взявшись за руки идут дальше (фонограмма «Сказка»).
Посмотрите, что это за дерево? Подходим к доске.
- Это яблоня.
- А на ней волшебные яблоки. Мы яблочки наливные, да зрелые; корнем дерева питалися, студёной росой омывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт. Возьмите каждый по яблоку. А яблочки эти не простые и сейчас вам нужно выполнить следующее задание Мороза Ивановича. Задание называется «Допиши слоги». (На обратной стороне яблока – задание «допиши слоги», на каждом яблоке гласные – А, О, У, И, Э, Ы).
Садитесь за столы и внимательно послушайте загадку.
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка.
Ответ (Мороз)
- Правильно, определите первый звук в слове мороз.
- Это звук (м)
- Какой это звук?
- Согласный.
- Внимание, задание: Напишите перед гласной буквой согласную букву М. Прикрепите свои «яблочки» на доске.
Полина, прочитай слоги, которые у нас получились. Возьмите ещё по яб-лочку. А вот ещё загадка:
Снег подтаял, а потом
Сверху он покрылся льдом.
Снег теперь в броню одет.
Что же это, дай ответ?
(Наст.)
- Внимание, задание: Напишите перед гласной буквой согласную букву Н. Прикрепите свои «яблочки» на доске.
Даша, прочитай слоги, которые у нас получились.
Послушайте ещё загадку:
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лед.)
Напишите перед гласной буквой согласную букву Л. Прикрепите свои «яб-локи» на доске.
Даша, прочитай слоги, которые у нас получились.
И вот ещё загадка:
Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их.
(Рукавички.)
Напишите перед гласной буквой согласную букву Р. Прикрепите свои «яблоки» на доске.
Даша, прочитай слоги, которые у нас получились.
- Молодцы и это задание вы выполнили.
- А сейчас возьмитесь за руки, мы с вами идём дальше.
3 часть: Дети взявшись за руки идут дальше (фонограмма «Сказка»).
- А вот и Мороз Иванович. (Выставляю картинку). Перина у него из снега. Помните, как Рукодельница взбивала снежную перину и у неё замёрзли руки. Чтобы не простудиться, Мороз Иванович заботливо приготовил для нас вот эти карточки – лимон и малина – зимой от простуды всем помогают.
• Вам придётся потрудиться. Садитесь за столы. Прочитайте слово и самостоятельно нарисуйте схему слова, используя условные обозначения, гласных, а также твёрдых и мягких согласных (выставляю квадраты: красного, синего, зелёного цвета).
Дети выполняют задание самостоятельно. А сейчас проверим. Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполненного задания. Дети самостоятельно выполняют проверку. Арина, прочитай слово. Объясни как ты выполнила задание, какая схема слова у тебя получилась. Все проверили? Молодцы.
4 часть Выставляю иллюстрацию «Рукодельница».
-Три дня трудилась Рукодельница. Составьте предложение из трёх слов. Что делала Рукодельница в доме у Мороза Ивановича.
Дети составляют предложения, обозначают на доске схему предложения с помощью прямоугольников, называют последовательность слов в предложении.
- Рукодельница благодарит вас за помощь.
Посмотрите, ребята – это же ведро, которое рукодельница уронила в колодец. Давайте посмотрим. А вот и награда от самого Мороза Ивановича. Он благодарит вас за труд. Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется.
- Все задания мы выполнили и теперь нам пора возвращаться в группу. Покружились, покружились и в группе очутились.