Марина Куликова
Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте : «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей с буквой «К»
Задачи: Образовательные:
- закреплять знания детей о согласных звуках, отличие его от гласного.
- продолжать учить определять количество слогов в слове.
- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
- находить место звука в слове.
Публикация «Сценарий НОД по обучению грамоте: „Звуки [к] — [к], буква „К““ в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Сценарии развлечений с буквами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- закреплять умения выполнять звуковой анализ слова.
- закрепить умение составлять предложения и записывать их схемы в тетрадь.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление.
- развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво и правильно.
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приё мы:
- словесный (вопросы, объяснения)
- наглядный (картинки, показ артикуляции)
- игровой (д/и «Найди звук»)
- практический (упражнения)
- наблюдение за работой детей, советы.
Словарь: кот, котик, коток.
Содержание непосредственно – образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наших гостей. (дети здороваются)
Отгадайте загадку: «Мягкие лапки, а в лапках цап – царапки»
Дети: Кот.
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз (показываю картинку).
А как можно ещё назвать котика?
Дети: Котя, киса, кошечка, котёнок.
Открываю вторую половинку картинки, где нарисованы квадраты.
Воспитатель: Напомните мне, что обозначают эти квадраты?
Дети: Количество слогов в слове
Воспитатель: Посмотрите на картинку и составьте слова, которые состоят из одного слога, из двух, из трёх.
Дети: Кот, котик, котёнок.
Воспитатель: Молодцы. А из каких звуков состоит слово КОТ?
Дети: К-О-Т
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Три.
Воспитатель: А какой первый звук слышится в этом слове?
Дети: «К»
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня, ребята, я вас познакомлю с буквой «Ка», которой обозначается звук «К». (показываю на доске)
На что похожа буква К? (ответы детей)
Посмотрите буква «К» похожа на птичку, которая открыла клюв. Про букву К есть небольшое двустишье:
Птичка клюв раскрыла
Буквой «К» нас удивила.
Посмотрите. Из каких элементов состоит буква «К»?
Дети: Из палочек
Воспитатель: Сколько в ней элементов?
Дети: Три.
Воспитатель: Давайте эту букву нарисуем в воздухе. (дети рисуют пальцем в воздухе эту букву).
Буква «К» бывает заглавной и строчной. А скажите, для чего нам нужна заглавная буква?
Дети: С неё пишутся названия городов, рек посёлков, имена людей, клички животных, начало предложения.
Воспитатель: Строчная буква выглядит точно также, как и заглавная. А сейчас давайте эту букву мы с вами напишем в тетрадях
Работа в тетрадях
По ходу работы напоминаю детям, что заглавная буква пишется в две клетки, а строчная – одна клетка. Обращаю внимание детей на посадку за столом.
Воспитатель: Дадим нашим пальчикам отдохнуть (пальчиковая гимнастика)
«Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём»
Молодцы. Пальчики отдохнули, пусть отдохнёт спинка. Ручки (физкультминутка).
«БУРАТИНО»
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать»
А теперь, давайте все вместе произнесём звук «К». Какой он, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: А чем отличается согласный звук от гласного?
Дети: Гласные – тянутся, поют и во рту у них нет никакого препятствия. А согласные – не поют и во рту у них есть препятствие – зубы, язык, губы.
Воспитатель: А сейчас послушайте слова: КОТ, КУРИЦА. Как вы думаете звук «К» в этих словах какой?
Дети: Твёрдый.
Воспитатель: А в словах КИСЕЛЬ, КИТ
Дети: Мягкий.
Воспитатель: Предлагаю вам определить твёрдый или мягкий звук «к» в слогах. Если вы услышите, что звук «К» твёрдый – покажите руку в кулаке, если звук «К» мягкий – раскрытая ладонь.
КА,КИ,КУ,КЮ,КО,КЯ,КЫ,КЕ,КЭ,КЁ
Ребята, пока мы занимались – наши глазки устали, давайте их закроем и выполним зрительную гимнастику.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Закрываем мы глаза, вот такие чудеса (закрываем оба глаза)
- Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (продолжаем стоять с открытыми глазами)
- А теперь мы их откроем, через речку мост построим (открываем глаза, взглядом рисуем мост)
- Нарисуем букву О, получается легко (глазами рисуем букву О)
- Вверх поднимем – глянем вниз (глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)
- Вправо – влево повернём (глаза смотрят влево – вправо)
- Заниматься вновь начнём.
Воспитатель: А сейчас новое задание (открываю на доске написанные слоги и слова)
Прочитайте слоги…., слова…. (КА, КО,КУ,КИ,КЫ,КЯ,КАРП,КО-СА,СУК,СОК,СА-НИ,СОН,СОМ,НО-СОК) Дети читают с доски.
Следующее задание. Скажите пожалуйста, из чего состоит наша речь.
Дети: Из предложений.
Воспитатель: А предложения?
Дети: Из слов.
Воспитатель: А слова?
Дети: Из слогов.
Воспитатель: Составьте по этой картине предложение из трёх слов.
Дети: Котёнок играет клубком.
Воспитатель: Нарисуйте в своих тетрадях схему этого предложения.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Следующее задание. Я называю слово, а вы рисуете схему этого слова в тетрадях. (КОТ, МАК, СА-НИ, ЛУК)
А теперь подведём итог. С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Дети: С буквой «К».
Воспитатель: А чем отличается звук от буквы? На кого похожа эта буква?
Молодцы. Замечательно сегодня потрудились. А за хороший труд положено вознаграждение. Мы с вами посмотрим мультфильм «Уроки тётушки Совы». На этот раз тётушка Сова расскажет про букву, с которой мы с вами познакомились.