Елена Голубева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования;
2. Познакомить с буквой «Ы» и тем, что она обозначает звук «Ы»;
3. Закреплять знания о словоразличительной роли звука (гласного);
4. Закреплять умение подбирать слова к заданной схеме;
5. Познакомить детей с многозначностью слов;
6. Упражнять в дифференциации предлогов «над», «под».
Развивающие задачи:
1. Развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Ы] и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Воспитывать умение определять заданные звуки в словах
Воспитательные задачи:
1. Формировать положительную учебную мотивацию;
2. Формирование начальных учебных навыков.
Ход:
Приветствие в кругу:
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Сегодня я хочу вас пригласить в гости в один волшебный город и предлагаю побыть самим волшебниками. Чтобы попасть в волшебный город нужно 3 раза повернуться вокруг себя.
Вас приветствует Фея Читалия. Но чтобы превратиться в волшебников нужно назвать правила правильной и красивой речи:
1. Говори в спокойном темпе;
2. Не перебивай собеседника;
3. Сначала подумай, потом говори;
4. Смотри собеседнику в глаза.
Вот мы и превратились в волшебников. Сегодня нас ждё т много волшебных заданий: познакомимся с новой буквой, поселим её в своей квартире, узнаем секрет многих слов, будем учиться превращать одно слово в другое.
Первое волшебное задание: составить схему слова «дым». (инд. работа со словами: сын, сыр, бык) (составление схем) Какой гласный слышится во всех словах? Сегодня мы познакомимся с буквой «Ы». (демонстрация буквы и её стилизованных вариантов) Буква «Ы» обозначает гласный звук «Ы». Давайте вспомним секрет этой буквы. Назовите слова, которые начинаются со звука «Ы». Нет таких слов. Буква Ы стоит всегда или в конце или в середине слов. Но, когда она стоит в конце слова, то один предмет превращает во много. (стол – столы) Вот какая волшебная буква.
И вот сейчас начинаются волшебства. Мы будем менять гласные звуки в словах, превращать одно слово в другое. (дым – дом – дам, сын – сон, бык – бак – бок, сыр – сор) (Далее дети убирают фишки со своих схем.)
Я приглашаю всех встать в волшебный круг. Нужно быть очень внимательными.
Если слышишь звонкий звук –
Хлопни громче, чем твой друг.
Если звук глухой услышишь –
То иди по кругу тише мыши.
(Педагог называет звонкие и глухие согласные звуки, дети идут по кругу, выполняя действия, о которых говорится в четверостишии.)
Продолжаем уроки волшебства. У меня есть схема. Схема не простая. К этой схеме можно назвать много слов. Давайте попробуем назвать несколько слов, которые подойдут к данной схеме. (выполнение задания)
У вас и у меня есть картинки не простые, а волшебные. Какой предмет изображён на этой картинке? (ключ) А на этой? (тоже ключ) Но это ключ гаечный, а это – музыкальный, скрипичный ключ. Похожи ли эти предметы? А слова эти похожи? Вот какие чудеса – слово одно, а предметы разные. Посмотрите внимательно на свои картинки. Встаньте парами те, у кого предметы разные, а слова, которыми они обозначаются, одинаковые. (Петрушка – игрушка и огородное растение, бабочка – галстук и насекомое, шишка – еловая и от удара на лбу, серёжки – украшение и цвет берёзы, груша – фрукт и спортивный снаряд.)
Волшебную палочку свою я могу прятать под разные предметы, или проводить ею над разными предметами. Вы сегодня волшебники и у вас есть ещё одни волшебные картинки, которые обозначают слова «над», «под». Если поднять карточку, чтобы круг был вверху, то она обозначает слово «над», а если её перевернуть и круг будет внизу - то она обозначает слово «под». Смотрите внимательно и поднимайте карточку: если я прячу палочку под какой-то предмет, то вы поднимаете её так, чтобы круг был внизу, под прямоугольником. А если я провожу палочку над каким-либо предметом, поднимите так, чтобы круг был вверху, над прямоугольником. (выполнение задания)
Понравилось вам быть волшебниками? Но нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться, нужно 3 раза повернуться вокруг себя.
Вот мы и в детском саду. Хорошо быть волшебниками? С какой буквой познакомились? В чём её секрет? Какие есть слова – однофамильцы?
Фея Читалия оставила изображение своего волшебного замка. Тот, у кого выполнение заданий не вызвало трудностей, наклеит звёздочку на самую высокую башню. У кого возникли трудности в выполнении нескольких заданий, наклеит звёздочку на башню пониже. Кто плохо справлялся со всеми заданиями, наклеит звёздочку на самую низкую башню.
Кому путешествие понравилось – наклеит облако над башнями. Кому не понравилось – облако клеить не нужно. У кого было отличное настроение – наклеит сиреневый цветочек около башен, у кого настроение было плохое – наклеит красный цветочек.
Я очень рада, что всем путешествие понравилось, настроение было отличное у всех, и все успешно справились со всеми заданиями и я наклею солнышко. Где я его наклею? (над башнями) Всем спасибо.