Ольга Ларькина
Комплексное логопедическое занятие «Зима. Звуки [х], [х’]. Буква X»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное логопедическое занятие "Зима.
Звуки [х], [х']. Буква X"
Цели занятия :
Образовательная:
1. Учить детей характеризовать звуки Х-Х’ с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить с буквой «X».
2. Расширять и углублять представления детей о зиме, признаках и приметах зимы. Уточнять и активизировать словарь по теме «Зима» (зима, снегопад; ветреная, вьюжная, холодная, долгая, суровая, снежная; прячется выглядывает).
Публикация «Комплексное логопедическое занятие „Зима, Звуки [х], [х’], Буква X“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
3. Закреплять умение подбирать качественные прилагательные к существительному. Предложно-падежное управление д/у «Прятки», закрепление и практическое употребление предлогов за, из-за. Составление предложений с данными предлогами. Работа над слоговой структурой слов.
Коррекционно-развивающая:
1. Развивать фонематические представления (определение позиции звука в слове, дифференциация звуков Х-Х’ словах).
2. Продолжать учить звукобуквенному анализу слов (ПУХ); делению слов на слоги.
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательная:
1. Следить за правильной осанкой детей во время работы за столами.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
3. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Оборудование:
Демонстративная касса букв.
Картинки со звуком Х : Хрюша, Хомяк, Черепаха и Вини-Пух.
Картинка с образом буквы «Х», демонстративная звуковая схема.
Папки со звуковыми схемами для детей.
Кассы букв для детей.
Тарелочки с манкой
Картина «Зима в лесу»
1. Организационный момент
Дети заходят, здороваются.
Л. : Ребята, сядет тот, кто разделит свое имя на слоги.
( 1-ый ребенок: В моем имени – Да –нил – 2 слога и т. д.)
2. Сообщение темы занятия «Знакомство со звуком [х]»
Л. : К нам пришли сказочные герои. Кто это?
(Л. : Выставляет плоскостные фигурки Хомяка, Хрюши, Черепахи и Вини-Пуха.)
Дети: Хомяк, Хрюша, Черепаха, Вини-Пух.
Л. : Какой звук повторяется во всех словах? Кто как думает?
Ответы детей: В словах чаще всего повторяется звук [х].
Л. : Сегодня мы познакомимся со звуком [х] и с его младшим братиком [х'], а сказочные герои нам будут помогать.
3. Характеристика звуков [х], [х'] по артикуляционным и акустическим признакам.
Л. : Давайте вместе произнесем этот звук, хором, индивидуально.
Что происходит с губами?
Ответы детей: Губы улыбаются.
Л. : Где находится язык?
Ответы детей: Язык в низу за нижними зубами.
Л. : Какой изо рта идет воздух «теплый» или «холодный»?
Ответы детей: Изо рта идет теплый воздух.
Л. : Проверим горлышко, «молчит» или «звенит»?
Ответы детей: Горлышко «молчит».
Кто даст характеристику звуку [х]? Как ты думаешь?
Звук [х] – согласный, глухой, твердый;
Звук [х'] – согласный, глухой, мягкий.
Обозначение этих звуков цветовыми символами, в синей и зеленой матрешке. Определение места в согласном домике, без колокольчика.
4. Произношение звуков [х - х'] в слогах.
Воспроизведение слоговых рядов.
Л. : Хрюша хочет поиграть в игру «Повтори за мной»
Повторяем слоговую цепочку, слушаем внимательно:
а) ах – ох – ух – их; ох – ух – их – ах.
Л. : Какие эти слоги?
Дети: Обратные слоги, начинаются с гласной.
б) ха – хо –ху – хи; хо – ху – хи – ха.
Л. : Какие эти слоги?
Дети: Прямые слоги, начинаются с согласного звука.
Л. :Хрюше понравилось, как вы справились с заданием.
5. Произношение звуков [х - х'] в словах.
Л. : Хомяк хочет с вами поиграть, он приготовил стихотворение о себе.
Игра: «Кто самый внимательный?»
Л. : Запомните слова на звук [х - х'] назовите, определите позицию звука (в начале, середине, в конце слова).
«Хомяк»
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты
Хитрец холодную порой
Храпит в хоромах под землей.
1-ый ребенок: - Хомяк. В слове «хомяк» звук [х] стоит в начале слова.
2-ой ребенок: - Холод. В слове «холод» звук [х] стоит в начале слова.
Дети так же разбирают все слова на звуки [х - х'].
6. Знакомство с буквой «Х».
Логопед показывает образ буквы.
Л. : Мы с вами познакомились со звуками, пора познакомиться с буквой «Х», стихотворение о ней.
Буква «Х» хохоча
Нам напомнит циркача
На ходули он залез
Ростом стал он до небес.
Л. : На что похожа буква «Х»?
Скрестили указательные пальцы обеих рук, что получится?
Дети: Получается крестик, буква «Х»
Л. : Взяли тарелочки, напечатаем букву на манке, слоги «ах» и «ха».
Заселение буквы «Х» в «буквоград».
7. Физкультминутка «Хомячок»
Л. : Давайте немного отдохнем, повторяем и делаем за мной.
Дети встают и имитируют все движения хомяка
Хомка – хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Щеки моет, щейку трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать!
8. Звукобуквенный анализ слова «Пух».
Работа с кассами букв.
Л. : Черепаха предлагает игру «Собери слово».
Ребята сейчас я скажу три звука, а вы попробуйте собрать эти звуки в слово.
Логопед произносит звуки : П, У, Х.
Дети: Получилось слово ПУХ.
Л. : Правильно, молодцы!
Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова.
Дети выкладывают слово из букв и делают звуковой анализ, комментируя свои действия.
Л. : Сколько в слове согласных звуков? Сколько в слове гласных звуков? Сколько в слове всего звуков? Что значит слово ПУХ?
Ответы детей: В слове ПУХ два согласных звука.
В слове ПУХ один гласный звук.
В слове ПУХ три звука.
Слово ПУХ означает тонкие легкие волоски на коже, тонкие волоконца на растениях, плодах, семенах.
Л. : Молодцы! Вы выполнили без ошибок это трудное задание.
9. Развитие связанной речи, по лексической теме «Зима».
Л. : А сейчас загадка, которую гости не могут отгадать, поможем:
Дел у меня не мало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки одеваю
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)
Дети: Это зима.
Л. : Правильно, о чем говорилось в загадке?
Дети: Только зимой белые поля, в лед реки оделись.
Л. : Вини-Пух спрашивает, что такое зима?
Игра «Расскажи, какая зима?»
Л. : Послушайте и расскажите, какая зима? (включается фонозапись).
Дети: Зима – холодная, морозная, вьюжная, ветреная, суровая, теплая, длинная, снежная.
Л. : Правильно, а как называется зимнее явление, когда падает снег?
Дети: Это снегопад
Л. : От каких слов получилось слово снегопад?
Дети: От слов снег и падать.
Л. : Правильно, хорошо.
10. Практическое употребление предлогов «За, Из-за».
Составление предложений с данными предлогами.
Л. : Гости принесли зимнюю картинку. Наступила зима, все стало белым бело, много снега намело. А картинка не простая в ней напутаны заячьи следы. Нам предстоит узнать, где прячется заяц-хвастун.
Игра «Прятки» (вывешивается плакат).
1-ый ребенок: Заяц-хвастун спрятался за деревом. Выглядывает из-за дерева бежит к пеньку.
2-ой ребенок: Спрятался заяц-хвастун за пеньком. Выглядывает из-за пенька бежит к снеговику и т. д.
Л. : Молодцы, справились с заданием.
11. Итог занятия.
Л. : С каким новым звуком мы познакомились?
Чем мы занимались?
Что мы еще делали?
Сегодня мне понравились дети, которые умеют слушать и правильно отвечать.