Юлия Петренко
«Спасаем весну». Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
в старшей логопедической группе «Спасаем весну»
Воспитатель: Петренко Ю. Н.
Цель :
- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;
- формировать навык звукового анализа слова;
- упражнять в составлении предложений;
- закрепить умение делить слово на слоги.
- продолжать подготовку руки к письму;
- развивать речь детей;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость;
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, желание помочь другу, культуру общения со сверстниками.
Ход занятия.
Дети входят в группу, приветствуют гостей.
1. Организационный момент.
К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить.
Все дети хором:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Плавно громко говорим
И, конечно, не спешим.
2. Основная часть.
Сначала сделаем артикуляционную гимнастику.
Весна наступила, а язычок все дома сидит:
• Ветерок дул, дул. Двери в домике то открывались (открывают рот, то закрывались 9 закрывают рот) 3-5 раз ;
• Однажды вышел язычок из домика, посмотрел налево, направо (упражнение «Часики»);
• Потом потянулся к солнышку (показать) и лег на крылечко (упражнение «Лопатка);
• Подул сильный ветер, язычок поежился (упражнение «Стрелочка, спрятался в домик.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним нашу разминку «Весна»
Вот и кончилась зима (топают)
Постучалась к нам весна (хлопают)
Солнца яркие лучи (руки вверх)
Превратят снега в ручьи.
Птицы станут щебетать (машут руками как крыльями)
Реки толстый лед ломать (поворот влево, вправо)
Сегодня мы с вами оказались в весеннем лесу. Что мы можем услышать в лесу? (пение птиц, журчание ручья) Все это звуки.
И это звуки какие? (неречевые). А речевые, это какие? (Те, которые мы произносим, говорим)
Слышите? Мне кажется нас кто-то зовет? (фонограмма АУ АУ)
Это речевые звуки. Но что же случилось, давайте прислушаемся, кто нас просит о помощи (голос весны: Ребята, зима совсем не хочет, чтоб я к вам приходила, но она меня отпустит, если вы выполните ее задания) Ребята, вы хотите чтоб к нам пришла весна? Готовы выполнять задания зимы? Тогда начнем.
Смотрите, в нашем весеннее лесу растет необычное дерево, на листочках написаны буквы. Но почему-то буквы разных цветов.
Как вы думаете, почему? (потому что одни буквы гласные, а другие - согласные).
А чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
Давайте назовём гласные и согласные буквы.
Как мы различаем гласные и согласные звуки (гласные звуки мы поем, а согласные говорим с преградой)
Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, звонкими и глухими).
А если поставить две буквы рядом, что получиться? (слог). Какие бывают слоги? (слоги бывают открытые и закрытые)
Воспитатель снимает несколько гласных и согласных букв, дети произносят слоги (мы, от, па, си, ку.) и определяют, какой слог: открытый или закрытый; какой согласный - твердый или мягкий.
Ребята, я вижу здесь лежит мячик, давайте с ним поиграем
Д/и «Первый и последний звук»
Смотрите, на дереве картинки и задание- выполнить звуковой анализ слов (дети садятся на места, выполняют звуковой анализ слов: зима, весна) Сколько в слове звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Согласных твердых, мягких? Сколько слогов? Какой ударный?
Следующее задание называется «Звук меняй- новое слово получай». Вам нужно подобрать пары слов и сказать, какие звуки поменялись
Как на речке треснул лед
И начался ледоход.
Льдинки вы скорей берите
И буквы соберите.
Д/и «Собери букву» разрезанные картинки.
Раздается звук грома – Что это? Гром? Физкультминутка «Дождик»
Дождь пошел, и солнце скрылось. Что с погодою случилось?
Ребята, начинается дождь, но мы можем разогнать тучи. Для этого надо правильно разделить слова на слоги и поставить ударение. (на столе карточки с 1,2,3,4 облаками, разложить картинки вокруг облаков, соответственно количеству слогов в словах)
Ребята, расскажите, какая погода весной? Если светит солнце? (солнечная) дует ветер (ветреная) идет дождь? (дождливая) Во что превращается дождь на земле весной? (в ручьи) ручей какой? (весенний). По весеннему ручейку к нам приплыло следующее задание. Он карточки со схемами вам принес.
Дети, а что это? (схема предложения).
Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений).
А предложения? (предложения состоят из слов)
А что такое предложение? (предложение - это несколько слов, которые дружат между собой).
Скажите, что означает каждая полоска на схеме (слово) Как пишем первое слово в предложении (с большой буквы) Что ставим мы в конце предложения (точку) Посмотрите на схему предложения, сколько слов в этом предложении?
Давайте присядем за столы, придумаем предложения про весну и запишем схемы
Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику
Снова солнце в небе улыбается, (Раздвигаем и сдвигаем пальцы)
Снег растаял, ручейки звенят. (колокольчик)
И подснежник первый распускается, (Бутон из ладоней)
С юга птицы с песнями летят. (Машем ладошками)
А теперь выполним гимнастику для глаз.
Дети по очереди придумывают предложения, чертят схемы
-Прочитайте, что получилось? (текст) Придумайте название.
В следующем задании, чтобы помочь Весне нужно заштриховать картинку
3. Заключительная часть.
Потрудились, детвора?
Чтоб весна скорей пришла
Вы друзья ко мне бегите
И стишок мне расскажите.
Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.
Стихотворение по мнемосхеме «Весна»
Ребята, посмотрите на нашей полянке тоже выросло много весенних цветов, на которые прилетели бабочки. Давайте попробуем их сдуть.
Дыхательное упражнение «Сдуй бабочку с листочка»
А теперь нам надо сказать волшебные слова
Ра-ра-ра — веселится детвора
На-на-на - к нам идет весна
Ло-ло-ло - на улице тепло
Онце-онце-онце - ярко светит солнце!
Входит Весна: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что помогли мне и выполнили все задания Зимы.
Воспитатель : Ребята а давайте расскажем пословицы и поговорки про весну
Апрель с водой- май с травой
Весна красна цветами, а осень пирогами
Кто весной потрудится, тот осенью повеселится
Весна все покажет
Вода с гор потекла- весну принесла
Весенний день год кормит
Без первой ласточки весна не обходится
Хороший год по весне видно
Весна: Спасибо, ребята! Мне очень приятно. И у меня для вас есть подарки.
(весна раздает детям сюрпризы)