Ольга Владимировна Савкина
Логопедическое занятие по обученю грамоте в старшей группе ДОУ для детей с ОНР по теме: «Звуки [З], [З’], буква З».
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Познакомить детей со звуками [З, З'] и буквой «З».
2. Уточнить правильную артикуляцию звука [З].
3. Учить выделять звуки [З, З'] из слов, давать им характеристику.
4. Учить соотносить звуки с цветным обозначением.
Коррекционно-развивающие:
1. Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий).
2. Закрепить умение определять место звуков [З, З'] в словах, воспроизводить слоговые ряды.
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков.
4. Совершенствовать навыки фонематического синтеза.
5. Развивать общую и мелкую моторику.
6. Стимулировать речевую активность.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятиям.
Оборудование: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [З, З'], буква «З», звуковые дорожки, фишки для обозначения звуков, зеркала, две куклы - Зоя и Зина.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1.1. Психогимнастика.
Логопед : - Ребята, давайте друг другу улыбнемся. Пусть наше занятие принесет нам радость общения. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя всю теплоту, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения. (3 раза)
1.2. Развитие общей моторики.
По дороге мы идем.
Путь далек, далек наш дом. Дети шагают на месте.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим, Садятся на корточки.
Мы под дубом полежим. Кладут голову на ладони.
Потом дальше пойдем. Встают и идут дальше.
1.3. Развитие мелкой моторики.
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты. Загибают по одному пальцу.
2. Постановка цели занятия.
Логопед : - А теперь мы отправляемся на поле чудес.
Звучит спокойная, красивая мелодия.
Логопед : - Послушайте, какая чудесная музыка звучит.
Логопед : - Эта замечательная музыка приглашает нас с вами на поле чудес.
Логопед : - Посмотрите, мы оказались в сказочной стране. Вы когда-нибудь видели столько всего! Логопед : - Ребята, давайте подойдем поближе и посмотрим, что тут есть.
На полу разложены картинки, в названии которых есть звуки [З, З'].
Дети: - Земляника, зефир, звезда, замок, зонтик, заяц.
Логопед : - Ребята, вы догадались, почему эти картинки попали на поле чудес?
Дети: - Да! Их названия начинаются со звуков [З] (звезда, замок, зонтик, заяц) и [З'] (земляника, зефир).
Логопед : - Молодцы! Вы правильно сказали! С этими звуками мы сегодня и познакомимся и научимся их различать.
3. Знакомство со звуками.
Уточнение правильной артикуляции звуков [З, З'], их характеристика и обозначение.
Дети садятся за столы.
Логопед : - Ребята! Произнесите звук [З]. Это упражнение называется «комарик». Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук [З].
Логопед : - При этом звуке губки свободны (в улыбке); зубки сближены, но не сомкнуты; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт холодная воздушная струя, горлышко «дрожит»; произносим «з-з-з»- звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук. Если горлышко «разговаривает» - это звонкий звук.
Логопед : - Дайте характеристику звука [З] - (согласный, твёрдый, звонкий) .
Логопед : - Обозначать его мы будем фишкой синего цвета.
Логопед : - Дайте характеристику звука [З'] - (согласный, мягкий, звонкий) .
Логопед : - Он обозначается фишкой зелёного цвета.
4. Развитие фонетико-фонематических процессов.
Игра «Наоборот».
Логопед : - Я вам скажу твердый слог, а вы мягкий и наоборот: я – мягкий, а вы твердый.
за - …. (зя) зе - … (зэ)
зо - … (з)
зу - … (зю)
зы - … (зи)
5. Соотнесение звуков с буквой.
Логопед : - На письме звуки [З, З'] обозначаются буквой «З».
(Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З» - на цифру 3, на облачко, на рога козы,, на ухо).Графическое изображение букв в воздухе, на подносе с рассыпанной манной крупой, выложить из пуговиц, обвести букву «З» по контуру в рабочих тетрадях.
6. Закрепление звуков в слогах.
Звуковой анализ слогов ЗА, ЗИ. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.
7. Закрепление звуков в словах.
Логопед : - Ребята, к нам в гости пришли куклы Зоя и Зина. Давайте подарим картинки, в названиях которых звук [З] - Зое, в названиях которых звук [З'] – Зине.
Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки, в названиях которых есть звуки [З, З']. Дети называют выбранную картинку и определяют, как звучит звук – твёрдо или мягко и определяют его местоположение в слове (в начале, в середине, в конце, затем дарят куклам.
Физкультминутка «На болоте».
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
7. Слого-звуковой анализ слова «коза».
Дети садятся за столы.
Выполнение звукового анализа на звуковых дорожках, называние первого, второго, третьего, четвёртого звуков, определение количества слогов и правильного ударения, анализ выполнения заданий.
8. Закрепление звуков в предложениях.
Зоя забыла зонт на газоне.
Звонко звенит Зоин звонок.
Зина покупает изюм в магазине.
Зина идёт в музей.
9. Итог занятия.
Логопед : - Ребята, где мы с вами побывали? С какими звуками мы сегодня знакомились? Дайте им характеристику. Вы ребята, молодцы!