Ирина Осташова
Занятие по обучению грамоте «Буква Т, звуки Т, Ть. Повторение»
▼ Скачать + Заказать документы
цель. Учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости; находить позицию звука в слове; упражнять в звуковом анализе слова; составлять предложения с заданным словом, составлять схему предложения; упражнять в словообразовании; развивать память и мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику; воспитывать умение слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу с буквами и звуками. А вы можете ответить на вопрос: Для чего нам это нужно? (чтобы уметь читать, писать, чтобы лучше подготовиться к школе)
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Буква Т, звуки Т, Ть, Повторение“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Когда говорим, мы произносим что? (звуки)
Когда слушаем, мы слышим что? (звуки) Молодцы, правильно.
А что мы с вами пишем, выкладываем из палочек, рисуем? (буквы) Все правильно, это буквы.
В этой коробке я кого-то спрятала, а кого именно, вы попробуйте угадать. У вас на столе есть листок с напечатанными буквами :
АПУАКАПОУАПТАУП нашли? Возьмите простой карандаш.
1. задание: Зачеркните все буквы А. Сколько А зачеркнули? (5)
2. Обведите в круг букву У. Сколько букв обвели? (3)
3. Поставте крест на букве П. Сколько букв П? (4)
Сколько букв осталось? (3)
Какое слово получилось из оставшихся букв? КОТ.
И значит, вы отгадали: в коробке я спрятала кого? Правильно, кота, а зовут кота – Том. Кто скажет: кот – это, какое животное? (домашнее).
Правильно. Кот Том очень любит играть в дразнилки. Я буду произносить звуки беззвучно, а вы их называть. Слушайте внимательно.
Ветер со снежинками играет У-У-У,
Снежинки в воздухе летают И-И-И,
Снежинки белые летят О-О-О,
Прямо под ноги ребят А-А-А.
Молодцы. Звуки : А,О,У,И - они какие? (гласные)
Почему вы думаете, что эти звуки гласные? (мы их можем петь, тянуть, они при произношении не встречают во рту преграды.)
А теперь вспомним, какие согласные звуки мы уже знаем? Почему их мы называем согласными? (их нельзя пропеть, тянуть, когда мы их произносим, они во рту встречают преграду)
А сейчас мы с вами поиграем с пальчиками: превратились в кота, возьмите прищепку и повторяйте за мной.
Кусается сильно Том – глупышка. Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобой, малыш. А будешь кусаться, скажу тебе: «кыш»
Сегодня мы вместе с Томом будем повторять все, что знаем про звук, а какой, догадайтесь сами. Этот звук услышишь в стуке вагонных колес, в стуке молотка, с этого звука начинается имя нашего гостя. Вы уже догадались? (это звук Т) А что вы можете сообщить про звук Т, он какой? (согласный, твердый) Правильно звук Т согласный, твердый, мы его обозначаем кружком какого цвета? (синего)
Но в моей коробке спрятался кто-то еще. Если Том – большой кот, то у него есть маленький друг – котенок, которого зовут Тим. В имени котенка какой первый звук? Произнесите: ть. Ребята, это какой звук? (согласный, мягкий) Мы его обозначаем кружком какого цвета? (зеленого)
Давайте поиграем с друзьями. Навострили ушки, ушки на макушке. Я буду произносить слова: если услышите твердый звук Т - поднимаем синий кружок, а услышите мягкий звук Ть, поднимаете зеленый кружок.
Начинаем: танк, телефон, такси, стол, тюбик, ствол, тополь, кисть, стул, ракета, телефон. Молодцы с заданием справились.
МЫ с вами произносили звуки, но вы знаете, что каждый звук на письме обозначается буквой. Звуки Т и Ть на письме обозначаются какой буквой? (ТЭ). Правильно.
Тим и Том заметили, что вы немного устали и предлагают вам размяться.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуть два – согнуться, разогнуться, три – в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре – руки шире пять – руками помахать, шесть – за парту сесть опять.
Тим и Том хотят посмотреть, как вы умеете работать самостоятельно. У вас на столе есть листочки с нарисованными предметами, в названии которых есть звук Т. Под каждым предметом нарисован прямоугольник. В нем вам нужно крестиком отметить, где стоит звук Т : в начале, в середине, в конце слова. Задание выполняем самостоятельно, простым карандашом.
Проверяем по моему образцу. Каждый свою работу оценит так: если нет ошибок, нарисует себе зеленый кружок, если одна ошибка – желтый, если неправильно – красный кружок. Молодцы.
Отгадайте загадку: Живет в норке, грызет корки,
короткие ножки, боится кошки. (мышка)
Составьте предложение со словом мышка. Это предложение? (да) Почему вы думаете, что это предложение? (слова в предложении между собой дружат, они нам о чем-то или о ком-то сообщают)
Давайте составим схему этого предложения. На доске пойдет рисовать… Диана. Ребята, правильно Диана нарисовала? (да) Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье? В конце ставим точку. Все сделали верно.
Я вам сейчас буду говорить слова со звуком Т, а вы должны изменить слово так, чтобы слышался звук Ть, например, я говорю рот, а вы - ротик, лист, винт, бинт, пакет, крот, салат, мост, куст, зонт. Молодцы.
Физкультминутка.
Мы устали чуточку, отдохнем минуточку,
Поворот, наклон, прыжок, улыбнись, давай, дружок,
прямо спину ты держи, на соседа посмотри,
руки вверх и сразу вниз и за стол опять садись.
У вас на столе еще есть листок с заданием, где напечатаны имена наших гостей Том и Тим. Найдите слово Том и под каждой буквой нарисуйте кружок нужного цвета. Первый звук какой Т- …согласный, твердый, рисуем кружок…синего цвета, дальше делаем самостоятельно. Проверьте задание друг у друга, если есть, исправьте ошибки. Тоже самое со словом Тим.
Чтобы много знать, надо уметь читать. Этим сейчас и займемся. Читаем слоги, слова со звуком Т : ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ОТ, ИТ, ТОМ, ТИМ, ТАМ, ВОТ, КОТ
А сейчас, хотите помочь мышке? Спрячем мышку в норку от котов. Чтобы коты ее не нашли, мы возьмем простой карандаш и заштрихуем мышку движениями руки сверху вниз. Линии старайтесь проводить прямые. Приступайте. Кто справился с заданием, положили карандаш на парту.
Итог занятия.
Кто сегодня был у нас в гостях? А как вы думаете, почему к нам в гости приходили коты Том и Тим? (в их именах есть звуки, которые мы повторяли) Ребята, скажите, с какими звуками мы работали? Какое задание вам было выполнять легко? Что было делать сложно? Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Тим и Том благодарят вас за ваше старание и угощают вас витаминами, подходите, угощайтесь.