Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [З], [С], [Ц]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Дифференциация звуков “З” и “С”.
Игровое упражнение «Комар и кобра».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Упражнение.
Публикация «Картотека речевых игр „Дифференциация звуков [З], [С], [Ц]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. Вот комар летит, он звенит, он зудит. Ззззззз. Дети, как звенит комар?
— Вот кобра по земле скользит, и тихонечко свистит. Ссссссс. Дети, как свистит кобра?
— Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Жили-были комар и кобра. Комар звенит звонко "Ззззззз", а кобра свистит глухо "Ссссссс". Все звери внимательно прислушивались, чья песенка слышится в лесу. Если комар укусит, не страшно, а от укуса кобры можно погибнуть. Дети, поможем животным леса различить песенку комара и кобры. Дети, если вы услышите песенку комара "Ззззззз", вы хлопните в ладоши.
Педагог показывает движение.
— А если услышите песню кобры "Ссссссс", встанете на одну ногу, и, постараетесь, не шевелится, чтобы кобра вас не заметила. Затем медленно опустите ногу вниз.
Педагог показывает движение.
— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!
Педагог чётко произносит звук, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующий звук. Дети выполняют задание.
— С, з, с, з, с, с, з, з, с, з, з, с, с, з …
— Потрясающе, дети! Весело играли, звуки "Ззззззз" и "Ссссссс" различали.
Игровая ситуация «Зайка и сайка».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Игра.
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Звуки живут в словах. Дети, вы знаете что это – зайка?
— Зайка – это игрушка. А что это – сайка?
— Сайка – это хлебное изделие овальной формы. Дети, пожалуйста, внимательно послушайте чистоговорку.
У Зины забавный зайка.
У Сони свежая сайка.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— Дети, у кого забавный зайка?
— У Зины забавный зайка.
— У Зины какой зайка?
—У Зины забавный зайка.
— У Зины забавный кто?
— У Зины забавный зайка.
— Дети, у кого свежая сайка?
— У Сони свежая сайка.
— У Сони какая сайка?
— У Сони свежая сайка.
— У Сони свежая что?
— У Сони свежая сайка.
— Замечательно, дети!
У Зины забавный зайка.
У Сони свежая сайка.
— Дети, какие слова чистоговорки начинаются со звука "ссс"?
— Дети, какие слова чистоговорки начинаются со звука "ззз"?
Раз, два, три!
Чистоговорку повтори!
У Зины забавный зайка.
У Сони свежая сайка.
Дети читают чистоговорку, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Очаровательно! Дети, звуки "ззз" и "ссс" правильно произносите, чётко слова говорите.
Занимательная игра «Оса и коза».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Игра.
— Дети, в стране Звуков есть край Чистоговория. В этом краю все любят говорить чистоговорки. Как вы думаете, что такое чистоговорки?
— Чистоговорки – это небольшие стихотворения, которые нужно запомнить, а затем правильно, чисто произнести. Сегодня мы с вами придумаем чистоговорку о козе и осе. Дети, оса – это кто?
— Коза – это кто?
— Оса – насекомое, а коза – домашнее животное. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «оса» или «коза». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.
Се-се-се, се-се-се – расскажу вам об …
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – расскажу вам о …
Су-су-су, су-су-су – я увидела …
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – я увидела …
Са-са-са, са-са-са – меня догоняет …
За-за-за, за-за-за – меня догоняет …
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – убегаю от …
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – убегаю от …
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.
Се-се-се, се-се-се – расскажу вам об осе.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – расскажу вам о козе.
Су-су-су, су-су-су – я увидела осу.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – я увидела козу.
Са-са-са, са-са-са – меня догоняет оса.
За-за-за, за-за-за – меня догоняет коза.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – убегаю от осы.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – убегаю от козы.
— Зд рово, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Оса и коза».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.
Се-се-се, се-се-се – Кулачки, ударяют друг о друга.
расскажу вам об осе. Руки в стороны.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – Хлопки в ладоши.
расскажу вам о козе. Руки вперёд, ладони вверх.
Су-су-су, су-су-су – Кулачки, ударяют друг о друга.
я увидела осу. Руки в виде бинокля перед глазами.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – Хлопки в ладоши.
я увидела козу. Пальцами показываем рожки на голове.
Са-са-са, са-са-са – Кулачки, ударяют друг о друга.
меня догоняет оса. Руки в стороны, взмахи вверх, вниз.
За-за-за, за-за-за – Хлопки в ладоши.
меня догоняет коза. Руки к щекам, наклоны головы вправо-влево.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Кулачки, ударяют друг о друга.
убегаю от осы. Бег на месте.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – Хлопки в ладоши.
убегаю от козы. Бег на месте.
— Замечательно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Занимательная игра «Сенокос».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з" и "с". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.
Игра.
1 этап. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, я вас приглашаю в страну Звуков, в удивительный край Скороговория. В этом краю все любят говорить скороговорки. Как вы думаете, что такое скороговорки?
— Скороговорки – это небольшие предложения, которые нужно запомнить, а затем правильно и быстро произнести. Скороговорки – значит скоро, быстро говорить. Дети, послушайте, пожалуйста, скороговорку.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
Захар косой косил, Зиновий сено возил.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— Захар и Зиновий – это имена мальчиков. Дети, кто косой косил?
— Захар косой косил.
— Захар чем косил?
— Захар косой косил.
— Захар косой что делал?
— Захар косой косил.
— Дети, кто сено возил?
— Зиновий сено возил.
— Зиновий что возил?
— Зиновий сено возил.
— Зиновий с сеном что делал?
— Зиновий сено возил.
Захар косой косил, Зиновий сено возил.
— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "з" и "".
— Восхитительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.
2 этап. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
Захар косой косил, Зиновий сено возил.
— Дети, мы познакомимся с ритмом скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм (слово по слогам) скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.
— Прелестно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.
Октябрь
Дифференциация звуков “Ц” и “С”.
Игровое упражнение «Насос и цепь».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ц". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Упражнение.
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим.
— Воздух насос качает и со свистом выпускает. Ссссссс. Дети, как свистит насос?
— Ветер цепь качает, цокать заставляет. Ц-ц-ц-ц-ц. Дети, как цокает цепь?
— Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Жили-были насос и цепь. Насос целый день свистел "Ссссссс", а цепь цокала "Ц-ц-ц". Дети, если вы услышите песенку насоса "Ссссссс", то начинайте качать насос, верх – вниз, вверх – вниз. Затем встаёте прямо.
Педагог показывает движение.
— Если услышите цоканье цепи "Ц-ц-ц", то сцепите пальчики в цепь. Покажите всем, и расцепите цепь, опустите руки вниз.
Педагог показывает движение.
— Дети, внимание! Тишина! Звуки слушать нам пора!
Педагог чётко произносит звук, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующий звук. Дети выполняют задание.
— С, ц, с, ц, с, с, ц, ц, с, ц…
— Чудесно! Молодцы, дети! Весело играли, звуки "Ссссссс" и "Ц-ц-ц" различали.
Игровая ситуация «Сокол и курица».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "ц". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Игра.
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Чистоговорку запоминаем, в словах звуки "с" и "ц" различаем.
У сокола смелые соколята.
У курицы цветные цыплята.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— Дети, у кого смелые соколята?
— У сокола смелые соколята.
— У сокола какие соколята?
— У сокола смелые соколята.
— У сокола смелые кто?
— У сокола смелые соколята.
— Дети, у кого цветные цыплята?
— У курицы цветные цыплята.
— У курицы какие цыплята?
— У курицы цветные цыплята.
— У курицы цветные кто?
— У курицы цветные цыплята.
— Восхитительно, дети!
У сокола смелые соколята.
У курицы цветные цыплята.
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "ссс"?
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "ц"?
Раз, два, три!
Чистоговорку повтори!
У сокола смелые соколята.
У курицы цветные цыплята.
Дети читают чистоговорку, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Очаровательно! Дети, звуки "ц" и "ссс" правильно произносите, чётко слова говорите.
Занимательная игра «Лиса и овца».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ц". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Игра.
— Дети, в стране Звуков есть край Чистоговория. В этом краю все любят говорить чистоговорки. Напомните мне, пожалуйста, что такое чистоговорки?
— Чистоговорки – это небольшие стихотворения, которые нужно запомнить, а затем правильно, чисто произнести. Сегодня мы с вами придумаем чистоговорку о лисе и овце. Дети, овца – это кто?
— Лиса – это кто?
— Овца – домашнее животное, а лиса – дикое животное. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «лиса» или «овца». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.
Са-са-са, са-са-са – в лесу живёт ….
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – в хлеву спит …
Се-се-се, се-се-се – холодно в лесу …
Це-це-це, це-це-це – тепло в хлеву …
Су-су-су, су-су-су – пожалею я …
Цу-цу-цу, цу-цу-цу – сеном накормлю …
Са-са-са, са-са-са – дикая …
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – домашняя …
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.
Са-са-са, са-са-са – в лесу живёт лиса.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца –в хлеву спит овца.
Се-се-се, се-се-се – холодно в лесу лисе.
Це-це-це, це-це-це – тепло в хлеву овце.
Су-су-су, су-су-су – пожалею я лису.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу – сеном накормлю овцу.
Са-са-са, са-са-са – дикая лиса.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – домашняя овца.
— Прелестно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Лиса и овца».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.
Са-са-са, са-са-са – Кулачки, ударяют друг о друга.
в лесу живёт лиса. Руки вверх, покачать влево-вправо.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Хлопки в ладоши.
в хлеву спит овца. Присесть, руки под щёку, «спим». Встать.
Се-се-се, се-се-се – Кулачки, ударяют друг о друга.
холодно в лесу лисе. Обнять себя руками.
Це-це-це, це-це-це – Хлопки в ладоши.
тепло в хлеву овце. Руки в стороны.
Су-су-су, су-су-су – Кулачки, ударяют друг о друга.
пожалею я лису. Ладони к щекам, покачать головой влево-вправо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Хлопки в ладоши.
сеном накормлю овцу. Наклон, руки вниз. Выпрямиться.
Са-са-са, са-са-са – Кулачки, ударяют друг о друга.
дикая лиса. Руки вверх, покачать влево-вправо.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Хлопки в ладоши.
домашняя овца. Руки вперёд, ладони вверх.
— Молодцы, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали
Занимательная игра «Скворцы и синицы».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ц" и "с". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.
Игра.
1 этап. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, я вас приглашаю в страну Звуков, в удивительный край Скороговория. В этом краю все любят говорить скороговорки. Напомните мне, пожалуйста, что такое скороговорки?
— Скороговорки – это небольшие предложения, которые нужно запомнить, а затем правильно и быстро произнести. Скороговорки – значит скоро, быстро говорить. Дети, послушайте, пожалуйста, скороговорку.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости показывает пример.
— Дети, кто весёлые птицы?
— Скворцы и синицы – весёлые птицы.
— Скворцы и синицы какие птицы?
— Скворцы и синицы – весёлые птицы.
— Скворцы и синицы весёлые кто?
— Скворцы и синицы – весёлые птицы.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "ц" и "с".
— Восхитительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.
Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.
2 этап. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.
— Обворожительно! Скороговорку запоминали, чётко читали.