Наталья Елесина
Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд - Мне хочется с вами поделиться опытом работы нашего ДОУ по «Использованию мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений разного жанра».
2слайд –
Публикация «Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.
Мнемотехника - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
3 слайд. Структура мнемотехники.
Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мы выяснили, что работа по внедрению мнемотехники в образовательный процесс ДОУ строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты - отдельный схематичный рисунок с определенной информацией
Мнемодорожки- таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
4 слайд. Мнемотаблицы (мнемосхемы) - схема в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .
Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
5 слайд – В дошкольной педагогике мнемосхемы называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большевой – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
6 слайд Актуальность. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации,
где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой
Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.
7 слайд. На этапе дошкольного возраста Мнемосхемы используются для решения следующих задач:
-развитие связной речи у детей
-обогащения словарного запаса
-при обучении составлению рассказов
-пересказах художественной литературы
-отгадывание и загадывание загадок
-помогают при заучивание стихов
-при разучивании чистоговорок
-помогают в развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления
-сокращение времени обучения
8 слайд. Требования к мнемотаблице - Модель должна отображать обобщенный образ предмета;
- Раскрывать существенное в объекте;
- Быть простой для восприятия и доступной;
- Нельзя злоупотреблять методом.
/b]b]9 слайд. [/b]Этапы работы с мнемотаблицами.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено
2 этап. Преобразование символов в образы
3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы, т. е. обработка метода запоминания
Для примера мы рассмотрим стихотворение Нищеевой «Елочка»
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки
Каждое слово стихотворения мы преобразуем в рисунок, выделяя существенное в объекте.
10 слайд. Цель нашей работы – развивать у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения и разучивать стихотворения, загадки, чистоговорки используя мнемотехнику.
Задачи:
• Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;
• Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;
• Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;
• Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;
• Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
• Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
11 слайд. Использование мнемотаблиц включали в разные формы работы с детьми:
- Непосредственно образовательной деятельности знакомя детей со сказками, загадками, рассказами, чистоговорками.
- Чтение художественной литературы (вне НОД);
- Старались в самостоятельную детскую деятельность включать использование мнемосхем; Организовывали театральную деятельность с опорой на мнемосхемы.
- Проводили индивидуальную работу по развитию у детей умения пересказывать литературные произведения, разгадывание загадок, разучивание стихов с помощью мнемосхем ;
- организовывали викторины и развлечения: КВН «Знатоки сказок» ; Развлечение «В мире загадок».
12 слайд. Здесь вы можете увидеть этапы работы с детьми по ознакомлению с художественным произведением (сказкой) в НОД
1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).
3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемосхемы.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.
13 Слайд. Этапы работы в разучивании стихотворения
• Выразительное чтение стихотворения.
• Сообщение, что это стихотворение будим учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемосхему.
• Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
• Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемосхему.
• Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемосхему.
14 слайд. Индивидуальная работа
15 слайд. Разгадывание загадок и составление мнемозагадок.
Он коричневый, бывает овальный и круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его можно варить или жарить
Театрализованная деятельность.
16 слайд. Пополнение развивающей предметно –пространственной среды:
- пополнились новыми схемами (оформлены в альбомы);
- схемы стали использоваться не только в развитии речи, но и других видах детской деятельности.
17 слайд. Использовали разные формы работы с родителями
Консультации «Книга – главный друг»;
Беседы «Читаем дома», «Любимая сказка…. ребенка»
Анкетирование :«Приобщение детей к чтению»
«Чем занят ребенок дома»
«Русская народная сказка в жизни ребенка»
«Развитие речи ребенка. Чистоговорки»
Мастер –класс «Разгадай загадку» (мнемозагадки)
Выставки «Любимые книги», совместного творчества «Моя любимая сказка»; «Разгадай загадку» - составленные мнемосхемы вместе с родителями.
Участие в проектах : «Сочини сказку про своего ребенка»; «Загадка – это интересно»
18 слайд. Результаты нашей работы
Мнемотаблицы помогают
• сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим;
• у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее;
• у дошкольников появляется желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни;
• активизировался словарный запас.
19 слайд. Перспективы
- Продолжать методическую работы с воспитателями по данному вопросу;
-Продолжать активную работу с родителями воспитанников;
- Продолжать пополнение РППС ДОУ составленными детьми мнемосхемами, оформить в индивидуальные альбомы
20 слайд Спасибо за внимание.