Надежда Сюмкина
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.
Публикация «Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений» размещена в разделах
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) :
- объяснение с помощью наглядных примеров;
- изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.);
-область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.
Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:
- в рассказах дети познают лаконичность и точность слова;
- в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
- народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.
Художественное восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов, которые проходит в своем развитии ребенок, характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т. д. С возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Вместе с тем, иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрастными периодами ребенка, и поэтому качества, важные и необходимые для одной возрастной группы, могут оставаться актуальными и для других возрастных периодов развития ребенка.
Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.
Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают ребёнку воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Присутствие цвета в иллюстрациях и оформлении книги - одно из главных требований, предъявляемых к книгам для дошкольников. У цветного изображения шире эмоциональные, познавательные и декоративные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается детьми.
Детям дошкольного возраста свойственно предметное и функциональное восприятие действительности в отличие от зрительного восприятия детей более старшего возраста и взрослых. Ребенок, воспринимая действительность, образно представляет форму предмета, его функциональность, не учитывая при этом точки зрения и всех значительных моментов восприятия, как-то: ракурсов, сокращений, загораживания предметов друг другом и т. п. Ребенок воспринимает вещь как бы сразу, со всех сторон.
Методика ознакомления детей с иллюстрацией.
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним.
Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим : часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании иллюстраций с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча.
Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание иллюстраций. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций :
- знакомое произведение вызывает оживленные высказывания;
- в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных на иллюстрациях : дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.
Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к восприятию художественных произведений.
Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации.