Никонова Татьяна Ивановна
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники
1.2. Актуальность опыта
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечение качественного образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и социально-коммуникативное развитие по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О. И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф. А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя".
По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Основной задачей вижу формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию речи. Работая с детьми, сталкиваясь с проблемами в их обучении пришла к выводу, что нужно искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
В настоящее время совершенствую формы и методы работы с детьми по развитию связной речи посредством мнемотехники, но ощущается нехватка методической литературы и разработок по данной теме, которые позволили бы более продуктивно организовать работу в данном направлении.
Считаю, что данная проблема актуальна и пока еще недостаточно изучена.
Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия :
- между социальной значимостью формирования с дошкольного возраста развитой в речевом плане, умеющей правильно и четко строить и выражать свои мысли личности и низким уровнем развития связной речи детей дошкольного возраста;
-между теоретически обоснованной необходимостью использования мнемотехнических технологий в практике развития связной речи и недостаточной разработанностью методических условий использования;
-между потребностью ДОУ в использовании современных программ и технологий в процессе развития связной речи дошкольников и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения этого процесса.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2014 года) до момента выявления результативности (май 2015года).
1 этап – начальный (констатирующий)- сентябрь 2014 года
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, подбор и создание дидактических пособий.
2 этап – основной (формирующий) – октябрь 2014- апрель 2015 года
На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста, разработка конспектов НОД с использованием мнемотехники, работа с родителями, открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.
3 этап – заключительный (контрольный) - май 2015 года
Становление опыта, оценка результатов, описание работы.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой занятий по формированию связной речи у детей дошкольного посредством мнемотехники.
2.3. Адресность опыта
Описываемый опыт может оказаться полезным для групп старшего дошкольного возраста.