Наталья Ширякова
Использование мнемотехники в процессе ООД по развитию речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд. Использование мнемотехники в процессе организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2 слайд. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ - это особая проблема.
В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Публикация «Использование мнемотехники в процессе ООД по развитию речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие на детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из методов развития связной речи у детей с ОВЗ является использование мнемотехники.
3 слайд. Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.
Цель и задачи обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
4 слайд. Слово мнемоника имеет однокоренное слово - Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного - память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приёмы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причём часто бессмысленный материал, демонстрируя своё искусство в публичных выступлениях. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Её яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.
5 слайд. История мнемотехники насчитывает более 2500 лет.
Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский
(6 век до н. э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.
6 слайд. Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.
Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать три сенсорных канала:
кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним,
визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры,
аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).
Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс :
- позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания
- расширяют представления об окружающем мире, развивают психические процессы, формируют связанную речь, что приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогают в социальной адаптации ребенка.
7 слайд. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
1э. В нашей коррекционной группе мы начинали работу с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
2э. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомим детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берёт на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
8 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.
Это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах, или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стиха, сказки, пословицы.
Содержание мнемотаблицы - это графическое, или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
У многих наших детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у неё есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
9 слайд. Для чего мы используем в своей работе мнемотаблицы.
Для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказе художественной литературы, при загадывании и отгадывании загадок, при заучивании стихов, для развития мелкой моторики.
Примечание. Для наших детей мнемотаблицы лучше давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, медведь – коричневого цвета и т. д.
10 слайд. Мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, о себе, посуде, одежде, овощах и фруктах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
11 слайд. С помощью мнемотаблиц эти задачи легко решаемы. Картинки –помощницы формируют представление об объекте. Чтобы в пересказах ребята не допускали односложных ответов, учим их по- разному рассказывать, подбирать яркие речевые характеристики объектов. Надо отметить, что дети испытывают некоторые сложности в подборе языковых средств, поэтому часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
12 слайд. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используем модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
13 слайд. Также используем мнемотаблицы для отгадывания загадок.
Цель: повысить интерес к содержанию загадок, посредством наглядного представления упростить процесс разгадывания загадок.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок! отгадывание загадок способствует активному развитию речи : обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько.
14 слайд. Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу строим в 3 этапа
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, или рассказа по заданной теме.
На слайде вы видите пересказ по сказке «Репка».
15 слайд. А на этом слайде пересказ сказкок «Заюшкина избушка», «Рукавичка».
16 слайд. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово, или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе мы предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительно читаем стихотворение.
2. Сообщаем, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем ещё раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Задём вопросы по содержанию стихотворения, помогаем ребенку уяснить основную мысль.
4. Выясняем, какие слова непонятны ребенку, объясняем их значение в доступной для ребенка форме.
5. Читаем отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
17 слайд стих.
18 слайд. Также в нашей группе есть алгоритм мытья рук и одевания одежды.
19 слайд. Процесс обучения детей с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе логопеда, в таких видах работ по развитию речи :
- автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
-обогащение словаря, формирование практических навыков; словообразования;
-развитие грамматического строя речи. На слайде видно как Наталья Викторовна с Сашей отрабатывают комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. С Мишей учатся правильно употреблять предлоги в речи.
20 слайд. С Ромой автоматизируют звук в чистоговорках. Также логопед использует в своей работе таблицу характеристики звука. Учит детей понимать, что такое звук и буква. Как правильно произносятся. Какое положение губ и языка должно быть при произнесении того, или иного звука и буквы. Для детей - это великий и тяжёлый труд, который ведёт к хорошим результатам. Также логопед в своей работе использует мнемотаблицы по лексическим темам, для заучивания стихов, отгадывания загадок и т. д.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
21 слайд. В результате использования мнемотаблиц :
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать – ребёнок понимает, что это совсем не трудно. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
! Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут в развитии речи дошкольника.