Ольга Гуринович
«Экспериментирование с мылом в режимных моментах». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый показ в старшей группе:
Экспериментирование с мылом в режимных моментах
«Мыло-фокусник»
Цель: ознакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое).
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни. В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков. Продолжать учить работать по алгоритму.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: посылка с кусками мыла разной формы, цвета и запаха; бутылочка с жидким мылом; баночки с водой, трубочки, камешки, пёрышки.
Ход экспериментальной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого?
Читаем: «Для детей группы «Фантазеры» детского сада «Березка» из страны Чистоты от Мойдодыра». Так она для нас! Интересно, что в ней. Подумайте, что мог прислать нам Мойдодыр? (Ответы детей).
Вы сможете это узнать, если отгадаете загадку.
Этот наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт
И побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Чистыми, душистыми.
Узнали без труда?»
Правильно, это мыло. Вот какой сюрприз от Мойдодыра!
- Ребята, зачем нужно мыло? (Умываться, мыть руки).
- А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми. (С мылом будут руки чище).
- Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр. Какого оно цвета?
- Есть у мыла запах? (ответ). Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка. Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное.
- Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое?
- Положите на стол все кусочки мыла на поднос.
Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.
- Как вы думаете, почему бывает такое разное мыло? (Потому что людям нравятся разные запахи, цвета).
Смотрите, ребята, в посылке ещё одно мыло.
- Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Как оно называется? (Хозяйственное).
- А это «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким? (Потому что оно течёт). А для чего оно необходимо? (Ребята по этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей).
Мойдодыр предлагает вам провести опыты с мылом.
На столах стоят стаканчики с водой.
- Ребята, как вы думаете, что в стаканчиках? (Вода). А как вы это определили? (Посмотрели, понюхали). Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.
- А если мы нальём в стаканчики жидкого мыла, что произойдёт с водой? (Появится пена).
Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети наблюдают, как оно растворяется в воде.
- Мойдодыр предлагает провести опыт «У кого пена выше и пышнее?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.
- А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. (Дети выполняют). Что произошло с водой? (Появились пузырьки, пена.) Откуда появились пузырьки? (Мы выдули их из мыльной воды).
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Опыт «Подушка из пены»
- Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим, сначала на пену перо (оно держится, а потом камешек (он провалился, утонул). Почему? (Перо лёгкое, а камень тяжелый.)
- Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены? (Лёгкие).
Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и держит лёгкие предметы.
Воспитатель просит детей встать из-за стола и подойти к мольберту. На листе нарисована баночка с водой. Воспитатель дорисовывает много пузырьков в банке, потом, по подсказке детей, на подушку из пены прикрепляет изображение пёрышка, а на дно банки – изображение камешка, который утонул.
- Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували?
Вот какое мыло: и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить.