Богославец Светлана
Педагогический проект «Моя любимая Дзержинка» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Моя любимая Дзержинка»
Тема проекта: «Моя любимая Дзержинка».
Авторы проекта: Богославец С. А; Зимороева С. А.
Содержание:
I. Актуальность проекта
II. Постановка проблемы
III. Цель проекта
IV. Задачи проекта
V. Этапы проектной деятельности
VI. Перспективное планирование с детьми
IV. Заключение
Ожидаемые результаты
Список литературы
Актуальность проекта.
Каждый человек имеет свою малую родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально-нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребенка положительное отношение к малой родине. Детские воспоминания яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему родина, Россия.
Проблема:
наблюдая за детьми, мы заметили, что они с любопытством рассматривают фотографии, открытки с изображением города, делятся своими впечатлениями. Но беседуя с детьми, убедилась в том, что у них присутствуют поверхностные представления о родном Дзержинском районе. Родители мало рассказывают детям об истории нашего города, его достопримечательностях.
На этой основе мы решили разработать проект «Моя любимая Дзержинка».
Тема проекта «Моя любимая Дзержинка»
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории. Приобщение детей к изучению культурно – исторического наследия родного города, в рамках патриотического воспитания.
Задачи:
1. Формирование любви к родному Дзержинскому району и интерес к прошлому и настоящему Новосибирска.
2. Знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан.
3. Привитие чувства гордости за своих земляков, которые прославили родной город и район.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, через игру; предметную деятельность; общение; обучение; разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Методы проекта:
Игровые: дидактические игры, подвижные игры;
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.
Практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе, дидактические игры, подвижные игры.
Наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Задачи по работе с родителями:
-информирование родителей о проекте, его целях, задачах, формах и методах работы с детьми.
- подготовить консультации по теме проекта;
- фото - выставка «Мой любимый уголок Дзержинки»;
- пополнение родителями патриотического уголка.
Предполагаемый результат:
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного города, Района.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
• выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки);
• совместные работы родителей и детей;
• речевое творчество детей;
• дидактические игры и пособия;
• НОД ;
• совместное итоговое занятие - «викторина» «Моя любимая Дзержинка»;
• посещение музея совместно с родителями.
Этапы проектной деятельности
1 этап – Подготовительный)
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов, подбор литературы, сведения об истории района.
Задачи:
• определить актуальные знания детей о родном городе и районе, достопримечательностях;
• вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
• планирование проектной деятельности по теме «Моя любимая Дзержинка» опираясь на методическую литературу;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
• составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
2 этап – Основной.)
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
• создание проблемной ситуации;
• развивать выразительность речи, моторику рук;
• развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
• пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;
• воспитывать аккуратность при выполнении работ по теме проекта.
Формы организации работы 2 этапа:
• Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима.
Формы работы с детьми
Формы работы с родителями
Тематические беседы: Беседа с просмотром презентации: «Моя малая Родина», «Интересные факты о Дзержинском районе»,
Беседа с рассматриванием иллюстраций: «Улицы моего города».
Беседа: «Что мы знаем о родном городе?
Беседа о геральдике Дзержинского района.
Занятия по ознакомлению с родным городом:
«История возникновения родного района».
«Жизнь моей улицы»,
Презентация «История улицы Индустриальная»
Придумывание рассказов тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
«Мы –горожане» (правила этикета).
«Знакомство с символикой города Новосибирск (герб, гимн)».
Составление описательного рассказа:
«Я - новосибирец».
«Мой любимый город»
Знакомство с пословицами:
«Человек без Родины, — что соловей без песни»,
«Одна у человека мать, — одна у него и Родина»,
«За морем теплее, — а на Родине светлее»,
«На чужой сторонушке — рад своей воронушке»,
«На чужой стороне — и весна не красна»,
«Всякому мила — своя сторона»,
«Везде хорошо, — а дома лучше»,
«Своя земля — и в горе мила».
Чтение художественной литературы:
Рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий «Мой Дзержинский район вчера – сегодня» о городе, картин, просмотр видеоролика «Экскурсия по Новосибирску».
Чтение книг о родном городе, стихов, рассказов, загадок, «Новосибирск для детей» Квашин А., «Города России. Новосибирск. Энциклопедия» Фролова Ж.,
Слушание песен:
- Прослушивание музыкальных произведений:
«Мой Новосибирск родной» (неофициальный гимн Новосибирска) слова – Владислава Ленского
- «Городок на Оби» С. Фалетенок, Е. Борисенко
- «Город, в котором мы живем» А. Церпята;
- песня «Мы здесь родились» Е. Борисова.
Художественно – продуктивная деятельность:
«Эмблема района» - аппликация;
«Красота родного города» - рисование;
Стенгазета: «Мы любим мою Дзержинку»
Игра- викторина «Знатоки города».
Консультация «Формирование начал патриотических чувств».
Консультация «Выходной с детьми».
Консультация «С чего начинается Родина?»
Книги для чтения и рассматривания:
В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок, М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок).
Дидактические игры: «Знатоки ПДД»,
«Скорая помощь», «Когда грозит опасность», «Как бы ты поступил», «Телефон», «Что такое хорошо, а что такое плохо»,
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы – строители», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Завод», «Зоопарк»
Конструирование с использованием крупного конструктора: «Строим мост»;
Подвижные игры.
Системная «паутинка» проекта
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие Беседы: «История возникновения родного города».
«Жизнь моей улицы».
Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
«Мы –горожане».
«Знакомство с символикой города Новосибирска (герб, флаг, гимн)».
Конструирование: «Строим мост».
Составление описательного рассказа:
«Улицы нашего города», «Мой любимый город».
Дидактические игры:
«Какой наш город», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Новосибирская азбука», «Новосибирские силуэты», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Подбери словечко» и т. п.
Разучивание стихов.
Беседы на тему: «Профессия моих родителей», «Транспорт», «Ядовитые грибы и растения», «Запомни ЭТОТ номер».
Дидактические игры: «Знатоки ПДД»,
«Скорая помощь», «Когда грозит опасность», «Как бы ты поступил», «Телефон», «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Чтение: Рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий о городе, картин колпинских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Новосибирску»;
Чтение книг о родном городе, стихов, рассказов.
«Дачный домик» - аппликация;
«Красота родного города» - рисование;
«Березовая роща» - Лепка
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми».
Физическое развитие «Юные Чкаловцы»
Подвижные игры.
3 этап – обобщающий)
(заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
• развивать творческие способности;
• развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
• развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
• воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта «Моя любимая Дзержинка» предполагаемые результаты были достигнуты:
• мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
• собрали богатый материал по теме проекта;
• пополнили словарный запас детей;
• на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с городом и его окрестностям
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева,Н. Л. Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», СПб, 1997г.
2. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.
3. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009.
4. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования» 2004г.
5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Изд. : Сфера, 2005.
6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка – Пресс, 2003.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. / М; Мозаика – Синтез, 2012.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.
Васильевой и др. - М. : Мозаика - Синтез, 2007.