Людмила Госниц
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе. Большинству детей очень сложно запомнить стихотворение или прозу, связно и последовательно рассказать о каком - то событии, пересказать рассказ, повторить за педагогом несколько слов в определенном порядке. По результатам тестирования по развитию речи моих воспитанников на сегодняшний день речь детей нельзя назвать образной, богатой синонимами, дополнениями, а так же не каждый ребенок может логически мыслить, ясно и четко выразить свои мысли, сделать выводы и умозаключения.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Все происходит потому, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому необходимо использовать такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.
Работая в творческой группе, задачей которой является развитие речи дошкольников посредством развивающих технологий, мы выбрали технологию мнемотехника, что способствует:
- формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, развитию мелкой моторики рук;
- развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции, развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами, помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, сделать процесс запоминания более простым, ярким, интересными и творческим - дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемотехника способствует развитию основных психических процессов - зрительную и слуховую память, внимание, образного мышления, воображения, а так же развивает кругозор, вместе с тем сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы (для малышей мнемоквадраты) и проговаривания того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После дети рассказывают сказку или составляют рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших после нескольких занятий дети выполняют самостоятельно.
4 этап: Графическое изображение – дети самостоятельно отражают в таблице рисунком последовательность текста.
Мнемотехнику использую в разных видах речевой деятельности:
при заучивании стихов, потешек, скороговорок, пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, отгадывании и загадывании загадок.
По итогам работы с использованием мнемотехники за год можно сделать вывод, что:
- у детей обогащается словарный запас, увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- дети преодолевают робость, застенчивость, развиваются навыки рисования схем.
Для родителей воспитанников были предложены консультации по использованию мнемотехнике, что вызвало интерес и желание использовать эту технологию не только с дошкольниками, но и детьми школьного возраста.