Марина Юрьевна Пешехонова
Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает.
Специальные наблюдения показали: чаще всего оживленные диалоги возникают при совместном выполнении какого-либо задания.
Занятия рисованием, лепкой, беседой… – вот те особые условия для речевого общения детей.
Дошкольникам очень трудно выполнять работу молча.
Они непременно сопровождают свои действия словами, в особенности, на занятиях, если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят.
Публикация «Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей» размещена в разделах
Вот почему на этих занятиях, в этих ситуациях я не препятствую контактам, не напоминаю постоянно детям, что разговаривать нельзя, что работать следует молча, не мешая остальным. Так, как речевое сопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребенка.
Речь детей как бы становится слепком с их деятельности, берет на себя самые существенные ее моменты.
В результате и становится возможным речевое действие (т. е. рассказ о тех действиях, которые ребенок сейчас не совершает, а потом и внутреннее, которые составят основу умственных операций и мышления вообще.
Поэтому тормозить и останавливать речь детей, сопровождающую их практические действия, не следует. Ведь в высказываниях дети планируют последовательность действий, описывают их предполагаемый результат. Для правильного развития речи ребенка необходимо общение со сверстниками. Но основной проводник в мир речевой культуры – речевого общения и мышления для ребенка – только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательно детского общения.
Следовательно, я думаю, что не только речевые возможности ребенка, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают.
Так же, как и Ш. А. Амонашвили, я считаю, что приобщать детей к обучению надо путем захватывающих, интересных занятий. [1]
Вот уже несколько лет я провожу с детьми интегрированные занятия. На этих занятиях, в едином комплексе, использую музыку, изобразительную детальность, игры, решаю задачи по развитию речи детей.
Такое обучение, проведенное мною, наглядно показало эффективность такого построения занятий, при котором развитие речи непосредственно соединяется с другими видами детей. При этом в работу включаются все органы чувств, развивается внимание, мышление, память, способности детей.
С детьми я проводила занятия, путешествия, квесты, КВН …
На этой организованной деятельности важным для себя считала процесс общения с детьми, сделать так, чтобы каждый ребёнок открылся навстречу воспитателю, хотел общаться со мной, говорить, задавать вопросы.
В этом мне помогала музыка (классическая, народная, современная, картины художников, сюрпризные моменты, которые я придумывала сама, игры …
В процессе этих занятий дети пели песни, танцевали, читали стихи, рисовали, играли в игры, и все это было объединено единым сюжетом.
Разнообразия приемов и методов позволяло мне сделать интересными занятий, а то, что интересно детям, надолго ими запоминается.
В нашу логопедическую группу дети поступают в возрасте 5 лет с определенным нравственным багажом.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они часто не придерживаются правил поведения, или делают одинаковые «ошибки» в результате незнаний этих правил.
Такое положение побудило меня выбрать направление в моей работе, как «Воспитание культуры поведения». В содержание культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
В своей работе я использую нетрадиционные формы : «Занятия доброты», когда я сажусь с детьми в кружок, звучит музыка, и мы начинаем разговаривать, общаться друг с другом. Я использую в работе проигрывание положительных поступков детей в специально-подготовленной обстановке - в русской избе.
В гости к детям приходит «Фея доброты» - это Я, с «волшебной палочкой», на голове – красивая шляпа, на плечах – красивая шаль, но можно использовать пальчиковую куклу. Она учит детей быть добрыми, послушными, вежливыми. «Занятия доброты» - это игра, но она учит детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь.
При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки.
Такие занятия провожу 1 раз в месяц, а закрепление правил – каждый день в режимных моментах, играх, труде. Можно проводить утром или во вторую половину дня, длятся они 20 минут. Я использую не только беседу, но и художественное слово, подвижную игру, а иногда пьем чай с вареньем, так мы заканчиваем «Занятия доброты».
Форма организации моих занятий разнообразна. Мы занимаемся сидя на стульях в кругу, за столами, на ковре.
Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш. А. Амонашвили, «именно эти «отступления», временные перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют занятия важным для них смыслом…». [1]
Каждый воспитатель ищет свои приемы игрового общения. Хорошо известны Ш. А. Амонашвили: хоровой ответ, «ошибка взрослого», «поймай слово», «нашёптывание на ухо». Эти приемы я также использую в своей работе. [1]
Представьте, какой может быть реакция детей, если утром «Фея доброты», вместо обычного напоминания объявит детям, что пришла телеграмма, и прочтет красочно-оформленный лист, на котором написаны известные строчки К. И. Чуковского: «надо, надо умываться, по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам – стыд и срам!».
- Как вы думаете, кто прислал эту телеграмму? – обращаюсь к детям.
- Мойдодыр! – радостно наперебой кричат они.
- А как вы думаете, почему именно сейчас она пришла к нам?
- Потому что пора завтракать и мыть руки, - спешат сообщить самые догадливые.
- Ну, что же, тогда за дело, не будем же мы огорчать Мойдодыра.
И все дети с удовольствием моют руки перед едой.
Следующий мой нетрадиционный прием – организация игры «Веселый Шуршик» (мяч-самоделка с крупой, сделанный из воздушного шарика) - хорошее средство «разговорить детей».
Еще я предлагаю детям рассказать забавный случай на тему (Маленькая кроха – это я). Дети садятся на ковер, в круг. Воспитатель передает сидящему рядом с ним ребенку «шуршик» (он шуршит в руках).
В «шуршике» спрятана улыбка и воспитатель говорит при этом: «Маленькая кроха – это ты!»
Мальчик или девочка, получившие «шуршик», продолжают (рассказывают, когда они были совсем маленькими, что делали).
Следующий прием для стимуляции доброжелательного стиля общения: например, группа объявляется садом, где растут незлые, добрые слова. А если дети слушают такие приятные добрые слова, они сами быстрее растут и становятся красивыми людьми.
Вношу большую вазу (рисунок) и предлагаю детям ее расписать узорами. В нее будем «собирать» добрые слова. Включаю музыку и дети начинают раскрашивать.
Следующий прием – пантомимические игры, в которых доминирующим средством является пластическое движение. Дети выбирают себе роль и изображают ее. Здесь использую ИКТ.
Еще предлагаю детям игровую форму общения «Мальвина» (зеркало с изображением Мальвины из сказки «Приключения Буратино»). Ребенок, которого выбирает воспитатель считалкой встает рядом с зеркалом и говорит: «Мальвина, скажи, да всю правду мне доложи». Другой ребенок, прячась за зеркало, озвучивает его – расхваливает или напоминает о необходимости привести себя в порядок. Так как этот прием я использую перед занятием, он также развивает разговорную речь.
Так как я работаю в логопедической группе, особенно важно стоит задача, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Нетрадиционное рисование я использую как одни из методов интегрированного занятия, если в первой части была беседа об осени, дети рисуют пейзаж «Золотая осень» (или «ранняя осень», или «Поздняя осень»). Дети рисуют ватными палочками, пальчиками, ладошками. Т. е. нетрадиционное рисование тесно связана с темой природы, но при этом развивает мелкую моторику рук, речь детей.
Таким образом, все эти методы и приемы, используемые мной в работе, воздействуя на ребенка в комплексе, благоприятно влияют на речь детей, мышление, память, внимание, развивают фантазию, творчество.
Я понимаю, что моя работа не может быть успешной без помощи родителей, я имею ввиду - воспитание «Культуры поведения детей».
Я провела анкетирование родителей на тему «Воспитан ли ваш ребенок?»
Проанализировав ответы родителей, можно сказать, что:
1. Замечает ли он непорядок в своей одежде? Умеет ли устранять или с помощью? 40% родителей считают, что ребенок замечает непорядок, а 60% считают, что нет.
2. Приучен ли не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего? 80% родителей считают, что нет, 20% - да.
3. Здоровается ли и прощается ли ребенок со взрослыми? Благодарит ли за помощь, услугу? Первая часть вопроса: здоровается – 100 %, а вот прощается – 20%. Вторая часть вопроса: да 40 % -, нет – 60%.
4. Умеет ли пользоваться столовыми приборами? Аккуратно ли ест? Благодарит ли, выходя из-за стола? Первая часть вопроса: 90% - да, 10% - нет. Вторая часть вопроса: 0% - да, 10% - нет. Третья часть вопроса: 50% - да, 50% - нет.
5. Аккуратно ли складывает свои вещи, вешает ли одежду на место? 95% - нет, 0,5% -да.
Следующий этап работы с родителями – проведение родительского собрания на тему: «Воспитание доброты и вежливости».
Родителям было показано занятие «Занятие доброты». На такие занятия полезно приглашать родителей с тем, чтобы они увидели методы и приемы, помогающие ребенку осмысливать правила доброты и вежливости, и предъявляли к нему соответствующие требования дома. Я старалась убедить родителей в том, что и дома надо поддерживать эти требования, следить, чтобы ребенок, разговаривая, вел себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах, не сидел развалясь. Разговаривая, смотрел в глаза собеседнику, был приветливым и доброжелательным. Предложила родителям перечень художественной литературы по теме. Оформила папку-передвижку с правилами поведения. Написала консультацию «Задачи для родителей» и поместила ее в уголок для родителей. В ней предложила ситуации на нравственные темы.
Все мы стремимся к тому, что бы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось нам, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу, честности и скромности, навсегда осталось в человеке.
Хочется отметить, что жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает.
Читая «Педагогическую поэму» А. С. Макаренко, я обратила внимание на то, что великий педагог в своих исканиях шел, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и применяя другое, способствующее воспитательному эффекту. Опыт в нашем деле – это результат многократного повторения одних и тех же удачных воздействий, рациональных путей и методов воспитания, это синтез всего лучшего, что накоплено самим педагогом или выработано коллегами. Что я и делаю в своей работе.