Любимова Людмила Николаевна
Использование кейс-метода в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»
(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")
___
Использование кейс-метода в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи
Подготовила: Учитель-логопед
Любимова Л. Н.
Г. Дедовск
Публикация «Использование кейс-метода в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
К таким кейс-технологиям относится метод case-study. Это метод конкретных ситуаций– метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Методику реализации этого метода уже адаптируют и используют в работе с дошкольниками.
В результате использования кейс-метода мы выделили следующие ожидаемые результаты:
1. Дети умеют идентифицировать и объяснить проблему ситуаций.
2. Дети умеют вступать и поддерживать диалог.
3. Дети умеют объяснять и доказывать свою точку зрения, оперируя имеющимися знаниями, представлениями и опираясь на собственный опыт.
4. Дети умеют работать в микрогруппе (паре, тройке, выслушивать мнение других участников своей микрогруппы.
Дети умеют договариваться друг с другом в микрогруппе (паре, тройке, не вступая в конфликт друг с другом, согласовывая ответы друг друга.
5. Дети пользуются грамматически правильно оформленной речью при объяснении собственной точки зрения, выполнении игровых заданий.
6. Дети пользуются развёрнутой монологической речью.
7. У детей сформирована речевая инициатива, речевая активность.
8. Дети умеют обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, выявлять несоответствующие проблеме предметы и явления.
Особенности предварительной работы в дошкольном возрасте с детьми
Развитие у детей умения понимать и устанавливать причины и следствия изменений в предметах и явлениях основывается на владении действием анализа и синтеза и умении сравнивать объекты между собой.
Дети должны уметь выделять их свойства, сопоставлять, сравнивать, обозначать признаки точным словом.
Обогащать чувственный опыт ребенка, организуя различные формы практической деятельности: опыты, экспериментирование, непосредственное взаимодействие с предметами окружающего мира.
Для понимания отношений и связи между явлениями, событиями, предметами необходим определенный опыт. В связи с тем что у ребенка 4—5 лет с нормально развивающеюся речью уже имеется достаточный объем представлений, на основе которых он способен решать конкретные задачи, в том числе и определение причин событий, в среднем дошкольном возрасте можно формировать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно-следственные связи.
Комплексная системная работа всех специалистов : воспитателя, логопеда и включенность родителей.
Продолжаем формировать у детей базу знаний и представлений, но и стараемся учить детей самостоятельно объяснить очевидные взаимосвязи между объектами и явлениями с помощью самостоятельных высказываний: ночь наступила — куклам пора спать; на улице мороз — надо одеваться теплее; мишка заболел — надо обратиться к врачу и полечить его.
Тематические кейсы
Кейс по теме : «Фрукты. Овощи»
Ситуация
Субботним утром мама попросила Ваню и Машу ей помочь. Она сказала, что хочет приготовить на обед борщ, сварить фруктовый компот и испечь пирог со сладкой начинкой. Дав детям список покупок и деньги, она отправила их в магазин. В списке продуктов было написано: «Овощи. Фрукты» .
Ваня с Машей пришли в магазин, взяли продуктовую корзинку и отправились в хлебный отдел.
Будь Вы на месте Вани и Маши, в какой отдел направились Вы и что бы купили там?
Кейс по теме «Одежда. Осень»
Ситуация
Маша проснулась рано утром в чудесном настроении. Ей приснился сон о теплом летнем дне, она побежала к маме на кухню и сказала: «Сегодня я хочу гулять в своем красном, любимом летнем сарафане, соломенной шляпке и розовых сандалиях». Мама засмеялась, подошла к календарю и оторвала лист со вчерашней датой. На листочке была надпись: «1 ноября».
Будь Вы на месте мамы, что бы Вы сказали Маше и как отреагировали на ее слова?
Выбери подходящий наряд на прогулку для Маши.
Кейс по теме «Посуда»
Ситуация
Ване позвонила мама и предупредила, что через час приедет на чаепитие бабушка Соня. Мама попросила Ваню подготовить посуду для чаепития.
Ваня был рад приезду бабушки и начал сервировать стол. Он поставил на стол три глубокие тарелки, стеклянные стаканы и разложил вилки.
Вскоре приехала бабушка. Она была рада увидеть Ваню, а Ваня был рад встрече с бабушкой. Бабушка привезла к чаю шоколадные конфеты и торт. Ваня поставил торт на стол и принес с кухни салатницу для конфет. Бабушка с удивлением посмотрела на салатницу в руках Вани.
Представьте, что Вы ожидаете приезда своей бабушки. Какую посуду Вы выберите для чаепития и какой посудой воспользуетесь для подачи конфет?
Кейс по теме : «Транспорт»
Ситуация
Машу и Ваню воспитательница в детском саду попросила вспомнить, какой бывает транспорт и придумать, на каком транспорте можно добраться до Африки. Перед детьми она поставила глобус и отметила флажком место, где они находятся сейчас, а где находится Африка. Ваня посмеялся и сказал: «Я доберусь до Африки на автобусе». Маша засмеялась: «Ты наверно будешь ехать целый месяц. А я поеду на поезде, я люблю поезда».
А будь вы на месте Маши и Вани, как вы добрались бы до Африки?
Кейс по теме : «Дикие и домашние животные»
Ситуация
«Ваня и Маша отправились в деревню к бабушке. Они предложили дедушке и бабушке обзавестись домашними животными. Дети предложили: «Бабушка, дедушка! Давайте заведём ежа, он будет ловить мышей. А еще мы заведем лису, она будет охранять дом». Бабушка посмотрела на дедушку и спросила: «Ну как тебе идея наших внучат?».
Как Вы думаете, что скажет дедушка Ване и Маше?
Кейс по теме «Птенцы домашних птиц»
Ситуация
Летом бабушка Соня попросила Ваню и Машу присмотреть за птенцами домашних птиц. На лужайке было 5 цыплят, 3 утёнка, 2 гусёнка. Маша предложила устроить в корыте прудик для птиц. Увидев воду, утята и гусята побежали плавать и плескаться в воде. Ваня стал ловить цыплят и тоже направлять их к корыту с водой. Ваня взял одного цыплёнка в ладоши и хотел опустить на воду, но Маша закричала: «Стой, Ваня!».
Подумайте, что произошло и что бы вы закричали Ване на месте Маши?
Кейс по теме «Профессии»
Ситуация
Воспитательница в садике предложила детям поиграть в игру «Библиотека». Маша решила, что она будет библиотекарем. Она разложила книги и сказала, что библиотека открылась. Ваня подошё л к Маше и сказал: «Дайте мне, пожалуйста, сказку про кота в сапогах». Маша протянула ему книжку и сказала: «с вас 100 рублей». Ваня удивлё нно посмотрел на Машу и сказал: «у меня нет денег».
Как вы думаете, почему получилась такая ситуация?
Кейс по теме «Зимующие птицы»
Ситуация
Зимним снежным днём воспитательница перед прогулкой спросила у детей, что они приготовили и принесли в качестве угощения для птиц. Дети принесли разные угощения:
семечки, кусочки сала, хлебные крошки. Марина Владимировна, воспитательница, спросила, для каких птиц они приготовили свои угощения. Маша сказала, что для ласточки, а Ваня – для голубя, Петя – для синички, Никита – для снегиря.
Как вы думаете, все ли птицы получат угощения от детей? А для кого бы вы приготовили угощения и какие?