Мария Алейник
Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи
В коррекционно-логопедической работе для формирования правильного звукопроизношения очень часто используются чисто – и скороговорки. Это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название: чисто – и скороговорки указывает на то, что произносить их надо чисто и скоро, то есть быстро. Главное различие между чисто – и скороговорками состоит в том, что чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном. Также чисто – и скороговорки активно используются для развития слабых сторон звучащей речи : для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти, для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчётливой и ясной речи, в качестве упражнений для тренировки и совершенствования голосового аппарата.
Публикация «Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Скороговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Чисто – и скороговорки могут быть использованы в логопедической работе с детьми любого возраста. И всё - таки чистоговорки считаются более доступным, более лёгким речевым материалом и, как правило, используются на начальном этапе автоматизации или дифференциации звуков. Скороговорки же, напротив, используются на этапе завершения работы по закреплению правильного произношения поставленных звуков и их дифференциации. Вместе с тем и чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях. При использовании чисто – и скороговорок в целях коррекции звукопроизношения необходимо также учитывать возрастные особенности детей. Так, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в основном используются чистоговорки. Они должны быть небольшие по объёму и простые по содержанию, а их смысл понятен детям и близок их жизненному опыту. Переходить к их быстрому произнесению следует лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. Скороговорки же даются детям старшего возраста. При их произношении необходимо добиваться, чтобы дети их не только быстро произносили, но и чётко внятно проговаривали каждое слово, каждый звук в слове. При дизартрических расстройствах, когда наблюдаются нарушения темпо- ритмической и мелодико-интонационной стороны речи, чисто- и скороговорки с большим успехом используются для тренировки в смене громкости и силы голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения и использовании различных средств интонационной выразительности.
Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием. Сначала используются небольшие по объёму чистоговорки, состоящие из трёх-четырёх слов, и дети произносят их на одном выдохе. Затем из четырёх-шести слов и более. При проговаривании длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы.
Также чисто- и скороговорки можно использовать и для развития фонематического слуха, когда, например, логопед предлагает выделить из разученной скороговорки слова с заданным звуком.
Широкое применение находят чисто-и скороговорки в работе по формированию слоговой структуры слова.
В своей работе я использую не только известные (авторские) чисто-и скороговорки, но и те, которые сама сочинила. Например, такие:
Кла - кла – кла, мама булки испекла.
Кла – кла - кла, тихо реченька текла
Кла – кла – кла, у нас выросла свекла
Пло – пло – пло, мне на улице тепло
Пло – пло – пло, есть у белочки дупло
Ста – ста – ста, здесь, в тетрадке нет листа
Ста – ста – ста, в зале заняты места
Ста – ста – ста, сидит заяц у куста
Ста – ста – ста, на лугу трава густа
Ста – ста – ста, растёт ясень у моста
Ста – ста – ста, ой. посуда вся пуста
Ста – ста – ста, часовой ушёл с поста
Ста – ста – ста, сосчитаем мы до ста
Ста – ста – ста, у медведя нет хвоста
Ста – ста – ста, вода в озере чиста
Стра – стра – стра, у Егорки есть сестра
Стра – стра – стра, мы сидели у костра
Стра – стра – стра, вода в реченьке быстра
Стра – стра - стра, наша деточка шустра
Стра – стра – стра, здесь лужайка так пестра
Стра – стра – стра, ох, приправа как остра
Ска – ска – ска, нет в песочнице песка
Ска – ска – ска, без игрушек нам тоска
Ска – ска – ска, нет одного носка
Ска – ска – ска, крыша в домике низка
Ска – ска - ска, вон полянка уж близка
Ска – ска – ска, держим руку у виска
Ла – ла – ла, ла - ла – ла, к нам весна опять пришла.
Ло – ло – ло, ло – ло – ло, стало солнечно, тепло.
Лы – лы –лы, лы –лы – лы, солнышка лучи теплы.
Лу – лу – лу, лу – лу – лу, очень рады мы теплу.
Ас – ас – ас, в доме свет погас
Ас – ас – ас, ем я ананас
Ас – ас – ас, иду я в первый класс
Ас – ас – ас, чистим мы палас
Ас – ас – ас, пьём мы кислый квас
Ас – ас – ас, ставим мы каркас
Ос – ос – ос, на улице мороз
Ос – ос – ос, в саду много роз
Ос – ос – ос, на палубе матрос
Ос – ос – ос, ловит рыбу альбатрос
Ос – ос – ос, я несу на стол поднос
Ос – ос – ос, У Буратино длинный нос
Ус – ус – ус, мы едим арбуз
Ус – ус – ус, сладкий он на вкус
Ус – ус – ус, пьём мы кислый мусс
Ус – ус – ус, у мамы много бус
Варя варево варила. Варя Варе говорила:
«Варя, варево варю, а кому – не говорю».
Козё л наказывал козе: «Веди козлят своих к лозе.
Лоза полезна для козлят. Козлята пусть лозу едят»
Ел Егорушка варенье и учил стихотворенье.
Он учил стихотворенье про Егорку и варенье.
Там, в лесу, за полюшком звонко пел соловушка.
Слушали соловушку Оля, Поля, Колюшка
Лида, Лиза и Полина в лес помчались за малиной.
Соберут в лесу малину Лида, Лиза и Полина.
У лисы лисята. У лося лосята.
Ходит лось с лосятами, а лиса с лисятами.
Марина любила малину. Малина манила Марину.
Набрала Марина малины. Дала половину Алине.
Цыплят наседка – курица вела с соседней улицы.
Неслись цыплята вереницей воды напиться из корытца.
За забором у берёзы распустились кусты розы.
И цвели, цвели те розы за забором у берёзы.