Ольга Лапина
Конспект фронтального урока на тему «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда [э] — [е]» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [э-е]».
Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Э-Е].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам [Э-Е]; соотносить графемы и формы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [Э-Е]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки с буквами Э, Е, карточки с заданиями
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, дети, я очень рада видеть вас на занятии. Предлагаю вам присесть и при этом поприветствовать по имени своих соседей справа и слева от себя.
Сообщение темы
Сегодня в гости к нам пришли две куклы Элла и Ева.
У кукол случилась беда - они не могут разобраться с каких букв начинаются их имена. Поможем им? Назовите первые буквы в именах.
-Правильно, сегодня мы будем работать с буквами Э и Е.
2. Основная часть
Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [э-е].
- Расскажите куклам отличаются Э и Е по звучанию? (Правильная артикуляция звуков) – рассматриваем профиль.
- Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.
– Что происходит с губами при произнесении звука [Э]? (Губы растянуты в улыбке.)
– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)
- Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.
– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)
- А теперь буква Е, а звуков два- [Й] [Э], если стоит в начале слова или после Ь.
«Й» — губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
«Э» — губы немного растянуты, зубы разомкнуты. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки сомкнуты. Язык широко распластан. Кончик прижат к нижним резцам, спинка поднята по направлению к твердому нёбу.
Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук [Й] [Э].
- Итак, когда мы произносим эти звуки, язычок прижимается к нижним зубам, эти звуки гласные. Отличаются тем, что при произнесении [Э] губы широко открыты, зубы слегка обнажены, а при произнесении [Е] – губы немного растягиваются в улыбке, зубы видно, между ними щель.
Связь буквы со звуком
- Скажите, а по написанию они отличаются? На что похожа буква Э, а буква Е. (Буквы похожи при написании полукруглым элементом, отличаются тем, что полукруглые элементы пишутся в разные стороны).
- К какому ряду относятся эти буквы (Э относится к первому ряду и показывает, что согласный перед ней будет твердым, а Е – к второму ряду, согласный будет мягким?
Упражнение на развитие фонематического слуха
- Куклы предлагают вам интересное задание. Приготовьте свои ушки, ножки и ладошки. Если услышите звук [Э]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук [Е] – топайте ногами.
Звуки: А, О, Л, П, Э, М, Е, Э, Б, У, И, Е.
Слоги: СЭ, МЕ, ПА, ТИ, БЕ, ЛА, ЕЦ, АМ, ЭТ, ГЕ, ЭШ.
Слова: ель, эму, ехидна, еда, экскаватор, поезд, единорог, эскимо, этаж.
Работа в тетради
Спишите слова, не разделяя их на слоги. Проговаривайте каждый слог.
- Подчеркните букву Э одной красной чертой, а букву Е – двумя красными чертами.
- А теперь посмотрите на доску. Прочитайте слова, которое написаны (этикет, экземпляр, элемент, эстафета). Вам нужно списать слова, разделяя их на слоги. Посмотрите образец: Э-ти-кет.
- Подчеркните букву Э одной красной чертой, а букву Е – двумя красными чертами.
Физминутка
(Дети подпевают и повторяют движения.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка за коленками.)
Если нравится тебе, то делай так. (2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то сделай всё!
Дифференциация Э-Е в словах
- Рассмотрите картинки. Прочитайте подписи под ними.
- Давайте расскажем куклам, какую ягоду мы знаем? (ежевика)
- Каких животных знаем? (ехидна, енот, страус Эму)
- Как называется пища по – другому? (еда)
- Как называется сооружение для хранения зерна? (элеватор)
- Как по – другому называется поездка или поход в новое место? (экскурсия)
- Как называется самая низкая оценка в школе? (единица)
- А теперь давайте расскажем куклам, какие имена мы знаем на букву Е (Егор, Елисей, Есения, Елизавета, Елена) (Эмма, Элина, Эдуард, Эрик, Эльза).
Дифференциация Э-Е в предложениях
Вставь подходящие по смыслу слова (этикет, енот, экстренный, экономить, ежевика).
Соблюдай. за столом.
К нам в дом пришёл …- полоскун.
Ночью был. вызов врача.
Чтобы собрать нужную сумму денег, надо.
Мы с мамой собирали сизо-черную ягоду ….
- Помогите Элле и Еве составить предложения и напишите одно из них.
сдаёт отлично, Эрик, экзамены;
Лене, Егор, эстафету, передал;
этюды, играет, Ева, хорошо;
эхо, слышно, в, далеко, лесу;
рассказал, егерь, эпизод, из, животных, жизни;
корзине, этой, в, носить, мы, щепки, будем.
3. Рефлексия
- Скажите, кто приходил сегодня в гости?
- С каких букв начинаются их имена? Что мы знаем про эти буквы?
- Чем похожи эти звуки?
- Чем они отличаются?
- Чем похожи буквы Э и Е на письме?
- Чем эти буквы отличаются?
- Что вам показалось трудным сегодня на занятии? С чем вы легко справились?
- Ребята, Ева и Элла много узнали про свои буквы и им пора прощаться. Для вас они приготовили небольшой сюрприз.