Получи документы

Конспект фронтального урока на тему «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда [э] — [е]» во 2 классе

Ольга Лапина
Конспект фронтального урока на тему «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда [э] — [е]» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [э-е]».

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Э-Е].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам [Э-Е]; соотносить графемы и формы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [Э-Е]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки с буквами Э, Е, карточки с заданиями

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети, я очень рада видеть вас на занятии. Предлагаю вам присесть и при этом поприветствовать по имени своих соседей справа и слева от себя.

Сообщение темы

Сегодня в гости к нам пришли две куклы Элла и Ева.

У кукол случилась беда - они не могут разобраться с каких букв начинаются их имена. Поможем им? Назовите первые буквы в именах.

-Правильно, сегодня мы будем работать с буквами Э и Е.

2. Основная часть

Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [э-е].

- Расскажите куклам отличаются Э и Е по звучанию? (Правильная артикуляция звуков) – рассматриваем профиль.

- Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.

– Что происходит с губами при произнесении звука [Э]? (Губы растянуты в улыбке.)

– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)

- Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.

– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)

- А теперь буква Е, а звуков два- [Й] [Э], если стоит в начале слова или после Ь.

«Й» — губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

«Э» — губы немного растянуты, зубы разомкнуты. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки сомкнуты. Язык широко распластан. Кончик прижат к нижним резцам, спинка поднята по направлению к твердому нёбу.

Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук [Й] [Э].

- Итак, когда мы произносим эти звуки, язычок прижимается к нижним зубам, эти звуки гласные. Отличаются тем, что при произнесении [Э] губы широко открыты, зубы слегка обнажены, а при произнесении [Е] – губы немного растягиваются в улыбке, зубы видно, между ними щель.

Связь буквы со звуком

- Скажите, а по написанию они отличаются? На что похожа буква Э, а буква Е. (Буквы похожи при написании полукруглым элементом, отличаются тем, что полукруглые элементы пишутся в разные стороны).

- К какому ряду относятся эти буквы (Э относится к первому ряду и показывает, что согласный перед ней будет твердым, а Е – к второму ряду, согласный будет мягким?

Упражнение на развитие фонематического слуха

- Куклы предлагают вам интересное задание. Приготовьте свои ушки, ножки и ладошки. Если услышите звук [Э]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук [Е] – топайте ногами.

Звуки: А, О, Л, П, Э, М, Е, Э, Б, У, И, Е.

Слоги: СЭ, МЕ, ПА, ТИ, БЕ, ЛА, ЕЦ, АМ, ЭТ, ГЕ, ЭШ.

Слова: ель, эму, ехидна, еда, экскаватор, поезд, единорог, эскимо, этаж.

Работа в тетради

Спишите слова, не разделяя их на слоги. Проговаривайте каждый слог.

- Подчеркните букву Э одной красной чертой, а букву Е – двумя красными чертами.

- А теперь посмотрите на доску. Прочитайте слова, которое написаны (этикет, экземпляр, элемент, эстафета). Вам нужно списать слова, разделяя их на слоги. Посмотрите образец: Э-ти-кет.

- Подчеркните букву Э одной красной чертой, а букву Е – двумя красными чертами.

Физминутка

(Дети подпевают и повторяют движения.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 притопа ногами.)

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то сделай всё!

Дифференциация Э-Е в словах

- Рассмотрите картинки. Прочитайте подписи под ними.

- Давайте расскажем куклам, какую ягоду мы знаем? (ежевика)

- Каких животных знаем? (ехидна, енот, страус Эму)

- Как называется пища по – другому? (еда)

- Как называется сооружение для хранения зерна? (элеватор)

- Как по – другому называется поездка или поход в новое место? (экскурсия)

- Как называется самая низкая оценка в школе? (единица)

- А теперь давайте расскажем куклам, какие имена мы знаем на букву Е (Егор, Елисей, Есения, Елизавета, Елена) (Эмма, Элина, Эдуард, Эрик, Эльза).

Дифференциация Э-Е в предложениях

Вставь подходящие по смыслу слова (этикет, енот, экстренный, экономить, ежевика).

Соблюдай. за столом.

К нам в дом пришёл …- полоскун.

Ночью был. вызов врача.

Чтобы собрать нужную сумму денег, надо.

Мы с мамой собирали сизо-черную ягоду ….

- Помогите Элле и Еве составить предложения и напишите одно из них.

сдаёт отлично, Эрик, экзамены;

Лене, Егор, эстафету, передал;

этюды, играет, Ева, хорошо;

эхо, слышно, в, далеко, лесу;

рассказал, егерь, эпизод, из, животных, жизни;

корзине, этой, в, носить, мы, щепки, будем.

3. Рефлексия

- Скажите, кто приходил сегодня в гости?

- С каких букв начинаются их имена? Что мы знаем про эти буквы?

- Чем похожи эти звуки?

- Чем они отличаются?

- Чем похожи буквы Э и Е на письме?

- Чем эти буквы отличаются?

- Что вам показалось трудным сегодня на занятии? С чем вы легко справились?

- Ребята, Ева и Элла много узнали про свои буквы и им пора прощаться. Для вас они приготовили небольшой сюрприз.

Публикации по теме:

Конспект урока физкультуры во 2 классе на тему «Ловля и передача мяча в движении» Физкультура Тема Ловля и передача мяча в движении. Подвижные игры «Попади в мяч», «Играй, играй, мяч не роняй». Цель развивать скорость.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект фронтального урока на тему «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда [э] — [е]» во 2 классе
Опубликовано: 12 января 2025 в 22:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального урока на тему «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда [э] — [е]» во 2 классе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лапина (УИ 281002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД