Анна Коваленко
Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи.
Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.
Публикация «Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир. Кроме времени радости, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольного внимания и памяти. Именно поэтому и появилась идея использования песочного светового стола в своей работе детьми, имеющими нарушения речи.
Благодаря играм с песком на световом столе развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимаю мышечную напряженность; развиваю мотивацию речевого общения; формирую и развиваю произносительные умения и навыки; пополняю словарь; развиваю связную речь.
Что можно делать на световом столе с песком?
• рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля;
• рисовать на песке тонким предметом или пальчиком;
• рисовать на поверхности стола с помощью песка;
• искать игрушки, спрятанные в песке;
• создавать на песке композиции, иллюстрировать свои истории.
Метод использования песочного светового стола отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов.
Вот некоторые упражнения и игры, которые я использую на логопедических занятиях:
-Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
-Пройтись ладошками, как слон, как быстрый зайчик.
-Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
-Создать узоры и рисунки.
-«Писать» буквы в песке или насыпая их из кулачка либо из щепоти.
-«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
-Провести дорожку по песочным лабиринтам, возможно с одновременным произнесением звука.
-Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
-Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
-Превращать буквы "Ш" в "Щ", "С" в "О" и т. д.
-Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
-Можно писать слоги, слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
-«Слоговой поезд»
В песочнице рядом со световым столом находим закопанных животных и ставим их к «своим» вагончикам, определяя количество слогов в названии животного. Вагончики с 1, 2, 3, 4 окошками, соответственно количеству слогов.
-«Дорожки из песка».
Набрать в горсть песок и медленно высыпать его на поверхность стола, или нарисовать дорожки в песке, создавая различные формы дорожек (от буквы к букве) произнося при этом необходимый звук или слог.
-«Солнышко».
На песке рисуем круг, в центре звук, который автоматизируем. Вокруг раскладываем гласные. Предлагаем ребенку произносить слоги с данным звуком, рисуя лучик солнца.
Для развития связной речи, лексико-грамматических представлений, расширения словарного запаса использую свободное рисование детей с описанием, рассказывание сказок и рассказов с рисованием, придумывание сказок и рассказов и их иллюстрирование.
Опыт работы показывает, что использование песочного светового стола дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, они чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- развиваются произносительные умения и навыки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
- формируются навыки чтения и письма.