Зульфия Равхатовна Мельник
Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство, подвести к порогу начальной школы, развив в каждом чувство уверенности в себе как в личности, наделив способами познания окружающей действительности и средствами общения с разными людьми. Помочь ребенку сохранить восприимчивость ко всему прекрасному, доброму, волшебному. Воспитатель должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «Почему?». Дошкольный возраст уникален именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В 80-е годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ – педагогика. Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач и возникла как инженерная дисциплина, занимающаяся проблемами развития техники. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».
Публикация «Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Из практики и я знаю, что речевое творчество даётся детям очень трудно. Проблема заключается в следующем: у дошкольников небольшой ответ монологической речи; бедный активный словарь; дети не обладают алгоритмом связного рассказа. Проводя игры на развитие творческих способностей с детьми младшего и среднего возраста, учила анализировать признаки предметов и их значение с помощью сенсорного обследования (цвет, форма, величина, материал, подводя их к принятию сочетаний противоположностей.
Мышление рождается из действия. К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают образы представления. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Игры «Дорисуй», «На что это похоже?», «Хорошо-плохо», «Наоборот» развивают фантазию, наблюдательность, речь, учат – рассуждать.
Использование ТРИЗ – методов (МПО, МФО, МШ, МК, ММЧ) позволяет решать проблему творческого сочинительства.
В работе с детьми старшего возраста мне помогает книга М. Н. Шустермана «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких».
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные оригинальные решения проблем дети учатся находить выход из любой сложной ситуации, решая изобретательские задачи (Как быть, исследовательские задачи (Почему? Как объяснить) и прогнозные задачи (Что будет).
ТРИЗ активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться, дает возможность думать и принимать решения, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине. У дошкольников формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.
Спасибо за внимание!