Елена Петрова
Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления
▼ Скачать + Заказать документы
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности. Наряду с традиционными методами необходимо использовать и инновационные.
Я открыла для себя метод интеллектуальных карт для развития речи и мышления дошкольников.
Публикация «Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По-английски он называется "mindmaps" (слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты"). В итоге получаются "карты ума". Ментальные карты ещё по другому называются: интеллект –картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Каковы полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлеательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает.
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотреть.Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В речевом развитии и формированиия мышления я применяю её в нескольких направлениях:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения ответа.
Развитие мышления. В процессе составления интеллектуальной карты ребенок начинает логически размышлять, активизируется деятельность правого и левого полушария головного мозга.
Как составлять интеллект - карты:
* Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
* В центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
* Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
* Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.
* Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. *Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
* Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Мной разработан проект по формированию речи и мышления "Интеллектуальные карты".
По результатам проведенной работы по данному проекту хочу отметить результативность этого метода:
- У детей расширилось представление об окружающем мире.
- улучшилась связная речь, дети научились составлять связные распространенные предложения.
- Дети научились обобщать, сравнивать, рассуждать, выражать свое мнение.
- Расширилось понимание семантических полей.
- Лети стали больше взаимодействовать, вступать в диалог, улучшилась коммуникативная функция речи.
Рекомендую педагогам, учителям-логопедам ДОУ использовать метод интеллектуальных карт для развития связной речи и мышления дошкольников.