Кудрявцева Алёна
Использование Кайдзен технологии при организации ПРР в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование «Кайдзен» технологий и основ бережливости в старшей группе «А» при организации ПРР в группе.
Значимая роль в освоении детьми технологии «кайдзен» отведена воспитателям. Именно они ведут с детьми работу по обучению разным инструментам «кайдзен». Причем сами педагоги не дают детям готовой информации о том, для чего предназначен тот или иной инструмент. Ребята самостоятельно выстраивают предположения об их назначении. Таким образом, попутно решаются задачи активации нестандартного мышления детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
Темочки:
Цель:
Формировать представления о бережливости у детей старшего дошкольного возраста на основе использования метода проектов
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования основ бережливости у детей дошкольного возраста.
2. Создать условия, способствующие форм
рованию бережливости у дошкольников.
3. Развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
4. Апробировать на практике современные подходы к организации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ бережливости у старших дошкольников.
6. Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ бережливости у дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Формировать в ребенке организацию личности для применения культуры бережливого мышления в жизни;
- Минимизировать потери (времени, финансов, материалов, усилий);
- Повысить качество (образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения) и др.
Что такое кайдзен технология? «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»).Кайдзен — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование».
Основные принципы японской технологии «кайдзен», которые представляют собой 5 ключевых элементов, «5S» заимствованы педагогами в реализации проекта бережливых технологий в старшей группе Seiri — аккуратность, Seiton — порядок, Seiso — чистота, Seiketsu — стандартизирование, Shitsuke — дисциплина.
Основные направления: японской технологии «Кайдзен» в реализации проекта в старшей группе : привитие любви к порядку (самодисциплина, аккуратность, развитие инициативы и личной ответственности (улучшение собственной деятельности, формирование умения работать в команде (достижение общей цели и желаемого улучшения в работе).
Процесс внедрения технологии начали с того, что создали рабочую группу, изучили технологию, определили участников (дети, воспитатели, родители, провели оценку удовлетворенности процессом воспитания и обучения (анкетирование родителей). Разработали конкретные мероприятия:
1. Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (в ходе решения данной задачи в детском саду появились знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д. ;)
2. Стандартизация ежедневных операций;
3. Организация рабочих мест и пространства.
1). «Кайдзен» – это непрерывное совершенствование. Движение шаг за шагом к намеченной цели». Самые лучшие помощники в кайдзен технологиях – канбан, что означает: бирка, карточка, сигнал (они помогают избежать потерь). В групповых блоках используются знаки, которые способствуют повышению безопасности детей, а так же формируют умения детей беречь ресурсы (вода, свет, тепло). Использование знаков в предметно-пространственной среде, позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к ОУД. «Безопасное открытие двери», «Береги воду», «Бережное отношение к природе», «Собери игрушки».
2). Для стандартизации ежедневных операций использовались таблицы «трекеры», как для детей, так и для родителей. В ходе пользования такой таблицей дети приобретают навык самообслуживания и элементарного труда. Развивается самостоятельность и собранность. 3). Для организации рабочих мест и пространства используются карточки указатели «Театральный уголок», «Всё для опытов». С их помощью дети быстро находят себе занятие по душе.
С помощью индивидуальных кармашков «Чем я буду занят сегодня?» ребята планируют свой день, что способствует сбережению времени, также, вырабатывает самостоятельность, способствует саморазвитию.
Также во время планирования ООД, ребята активно пользуются таблицей, которую самостоятельно рисуют на доске. Во время этого дети запоминают расписание ООД, формируют знания о днях недели. Ребята обозначают каждое занятие своим символом, который придумывают самостоятельно. По окончанию ООД, ребята также ставят символ выполненного действия, который определяют сами.
Работа с родителями: - с родителями проводятся анкетирования, предлагаются таблицы «Трекеры» для выработки полезных привычек, предлагаются консультации по бережливому мышлению.
Полученные результаты:
В ходе реализации этих проектов дети смогли овладеть:
- элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла, развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, повысилась самоорганизация воспитанников в ОУД. Сформировано умение детей организовать свое рабочее место. Сформировано бережное отношение к природным ресурсам (воде, свету, теплу, продуктам питания. Философия «кайдзен», максимум творчества, детская непосредственность и собственный взгляд на жизнь дают отличный результат!